Проповеди на праздники:


Поучение в день Святой Троицы вечером 1928г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вчера мы беседовали с вами, братие, о значении для нас события Сошествия Святаго Духа на Апостолов и видели, что Дух Святый сообщён не одним Апостолам, но через них и нам всем. Мы видели, что Святый Дух дан нам в святых Таинствах Крещения, Миропомазания, и мы являемся Его носителями, Его причастниками. О том, довольно ли с нас того, что Дух Святый однажды сообщён нам, мы беседовали с вами ныне за Литургией и видели, что мы нуждаемся в постоянном притоке в наши души благодати Святаго Духа. Ныне небесполезно будет побеседовать нам с вами, братие, о нас самих, спуститься в глубинные тайники наших душ и посмотреть, горит ли в них Божественный огонь благодати Святаго Духа, не ослабло ли Его Божественное пламя в нас, не потух ли совсем этот Божественный источник истинно духовной благодатной жизни.

Чем ослабляется,  от чего гаснет в душах наших Божественный огонь благодати Святаго Духа?

Гаснет он от бурей страстей и порывов греховного ветра. Когда страсть, подобно бурному дыханию ветра, охватывает человека, омрачает его ум, направляет, подобно парусам, волю по направлению греховного ветра к делам непотребным и злым, глушит совесть и, подобно мрачным тучам, заволакивает от духовных очей человека небесное, духовное.  Вот тогда сильно ослабляется, нередко гаснет в душе человека Божественный огонь благодати Святаго Духа. Не иматъ Дух Божий пребывати в человеках, зане суть плоть (Быт 6, 3). Гаснет он и от небольшого, но постоянно дующего ветра грехов и духовной небрежности. От постоянного и спокойного пребывания во грехах, душа так втягивается в атмосферу греховной жизни, что становится всё менее чувствительной к небесным настроениям, мыслям, переживаниям, - дебелеет, так сказать прилипает к земле и вследствие этого лишается благодати Святаго Духа.

Гаснет Божественный огонь благодати Святаго Духа и от нашего небрежения, невнимательности, равнодушия. Как в лампаде нужно иметь не только елей, но и следить за светильней, так и здесь - невнимательность, небрежность к нуждам духовного делания может погасить пламень благодати.

Итак, мы, имеющие в своей душе Божественный огонь благодати, зажжённый в душах наших в святых таинствах Крещения и Миропомазания, всегда находимся под опасностью - или ослабить силу этого огня, или совсем погасить его. Может быть, братие, и у нас с вами не всё благополучно в этом отношении. Как узнать нам, горит ли ещё в сердце нашем ярким пламенем или лишь слабо мерцает или совсем потух в душе нашей Божественный огонь благодати?

Чтобы разобраться нам в этом и точно узнать своё состояние, я, братие, буду называть верные признаки, по которым можно узнать состояние в наших душах благодати, а каждый из вас пусть сам спускается в глубины своей души, и сам для себя беспристрастно, пред Богом и совестью, решит этот важнейший для него вопрос.

Первое. Одним из верных признаков отсутствия в душах наших благодати Святаго Духа является покой во грехах. Если мы не со страхом и трепетом содеваем своё спасение, если мы в этом отношении легкомысленны, беспечны, если грехи и падения не беспокоят нас, если мы грешим с лёгкостью, с лёгкостью же и оправдываем себя - «Какие это грехи, все так грешат...» - и продолжаем грешить при полном отсутствии протеста в нашей душе, то значит, что в нашей душе Божественный огонь благодати Святаго Духа еле-еле мерцает, если не потух совсем. Потому что если бы было иначе, то ни один грех самомалейший, ни одно падение, даже в мыслях, не прошло бы в нашей душе покойно. Дух Святый, живущий в нас, и не могущий ужиться рядом с грехами, обличал бы нас укорами совести и терзаниями мучил бы нашу душу, бурей протеста против грехов и беззаконий толкал бы нас на путь покаяния, извлекал бы слёзы раскаяния из очей наших и заставлял бы всё существо наше взывать - Отче, согрешил я на небо и пред тобою и нeдocтоин называться сыном твоим, прими меня в число твоих нaeмникoв (см. Лк 15, 18-19). Если нет этого, если мы грешим и всё в душе нашей покойно, то нет в нашей душе и Духа Святаго. Там кто-нибудь иной стал хозяином, кому приятны грехи, в ком не могут они вызвать протеста.

Второе. Не менее верным признаком отсутствия в нас Духа Святаго является отсутствие тяготения к храму и храмовому Богослужению. Если удар колокола не поднимает в душе вашей сильной жажды общения с Богом, пламенного желания идти в Божий храм помолиться, особенно в обострённые моменты религиозной жизни - великий праздник. Если вынужденное сидение дома, когда во святых храмах совершается торжественное Богослужение, приносится Бескоровная Жертва, не только переносится легко, но и лишения никакого не чувствуется, то дело обстоит неблагополучно. Если вы входите в храм с холодной  чёрствостью, с каменным сердцем и чувствами, и с таким настроением стоите, тяготитесь службой, ждёте-не-дождётесь, когда она кончится, и с большим удовольствием покидаете храм, с такою же холодностью и чёрствостью, с какой вошли, то немного осталось вам до духовной смерти. Только бесчувственный духовный труп не способен поддаться тому сильнейшему потоку волн благодати Святаго Духа, которыми насыщены христианские храмы с их Богослужениями. Для духоносных христиан это неисполнение. Полнота наших храмов Духом Святым невидима, но внутренно-осязательно чувствуется. Он входит в храм и чувствует, что вошёл под любвеобильно раскинутый над ним покров Небесного Отца, он чувствует, что с ним в храме силы небесные невидимо служат, что в этом храме всё насыщено Христом и Духом Его Святым, Который по Его ходатайству вошёл в мир. И отлагает такой христианин всякое житейское попечение. Их место занимают волны благодати, и Дух спускается в мир, превосходящий всякий ум, превышающий всякий ум. Неземное спокойствие  посещает ум и  душу  человека,  парит к небу. И радость о Духе Святом, и слёзы умиления и благодарности, ненависть к греху, и своему греховному ветхому человеку. И покаянные вздохи, и  сильное устремление к обителям Отца Небесного - всё это дает неизреченную радость, совершенную радость, которую не знает мир. И весь омытый от скверн греховных,  поднятый  над землею и мишурными благами, устремлённый к небу и наполненный отзвуками небесных настроений, выходит такой человек из храма и старается в жизни мирской не расплескать чашу своей души, наполненную драгоценными благами, не оскверниться, не дать миру власти над собой, не позволить ему снова толкнуть воскресшего духовно в объятия греховности. Если ничего этого нет, если волнам благодати ничто не созвучно в душе человека, и не ударяет камень его сердца, обходит этот камень, не задевая его - то это верно печальный, если не сказать больше, признак, что едва-едва мерцает в душе такого человека Божественный огонь благодати, если не потух он совсем.

Третье. Если голос Матери нашей Церкви Христовой, её бесчисленные и разнообразные зовы ко спасению и руководству путем канонов и правил церковных, слово  Божие и проповедь пастырская не доходят до нашего сердца, не влияют на нас, то это несомненный признак нашего духовного неблагополучия. Слово Божие, воплощённое в тех или иных формах церковных молитвословий и песнопений, слушаем ли мы в форме живой пастырской проповеди или в чистом его виде, имеет неотразимую, ни с чем иным в мире не сравнимую силу. Это, по выражению Апостола, меч обоюдоострый, проходящий до разделения души и духа, составов и мозгов (Евр 4, 12), но при одном условии, не огрубелости сердца, чистоты и неповреждённости духовных очей и духовного слуха. Что только бывает при наличии Духа Святаго в душе человека, при этом условии слово Божие может буквально перевернуть душу человека, влиять на неё сильно, неотразимо. Но если потух в душе Божественный огонь благодати или если он еле-еле мерцает, то слово Божие теряет свои действия на такую душу, ибо она, душа эта, имеет уши, чтобы слышать и не слышит, имеет очи, чтобы видеть и не видит (см. Мр 8, 18) Если слово Божие потеряет свою силу над нами, то что сказать о зовах церковных. Зовов Столпа и утверждения Истины (1 Тим 3, 15), и они бывают не слышны, и они теряют силу над безблагодатной душой. Если так, братие, обстоит с нами, если не влияют на нас ни зовы церковные, ни слово Божие, ни проповедь пастырская, то, увы, погас в нашей душе или едва горит огонь благодати Святаго Духа.

Четвертое. По плодам, их познаете их (Мф 7, 16) сказано, и Дух Святый, вселяясь в душу человека, творит в ней плоды Свои. Вот эти плоды - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал 5, 22) - по этим плодам (если есть они в душе человека) легко узнать о  присутствии в этой душе Святаго Духа, производящего плоды эти. Но всмотримся в себя. Есть ли у нас хотя бы одно желание обладать этими плодами? Есть ли хотя бы стремление обладать этими добродетелями, научиться им? Стремимся ли мы научиться любить Бога и ближних, быть терпеливым, милосердным, кротким, воздержным? Есть ли в нашем сердце хоть слабые намеки на духовные радости, благость, преданность вере, глубокий христианский мир в душе? Если есть, братие, то Дух Святый живёт, непременно живёт в нас, если же нет, если мы к этому не стремимся, если нам не нужны эти добродетели и на них в нашей душе нет и намека, то неблагополучно с нами, братие, Божественный огонь Духа Святаго уже не горит в нашем сердце.

Вот мы с вами, братие, и заглянули во внутренние тайники наших душ, желая проверить, горит ли в них Божественный огонь благодати. И что же увидели мы? Пусть ответит себе каждый из нас. Если мы увидели, что горит ярким пламенем в нашем сердце этот Божественный огонь, то радость и благодарность щедрому Богу будет нашем состоянием. Если нашли обратное, то вместо радости встанет ужас.

Но не ужасайтесь, братие, и этот ужас спасителен, если мы от него перейдём к покаянию и слезной молитве о том, чтобы Дух Святой пришёл и вселился в нас. Лишь утихнет, затеплит в сердце желание, и превратит его в неотступную пламенную молитву, и опять загорится огонь в нашем сердце, и жизнь наша вся будет охвачена Его неземным светом. Этот огонь попалит терния наших прегрешений, возродит в жизни всё, что есть в душе хорошего, святого - оживит, воскресит нашу душу и приведёт её к ея Спасителю.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх