Проповеди на праздники:


Поучение в день Святой Троицы 1928г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Предметом пламенной молитвы собравшихся некогда в Сионской горнице было осенение благодатью Святаго Духа. Благодать Святаго Духа была необходима не одним Апостолам, она необходима каждому христианину и должна быть предметом пламенной молитвы христианской.

Быть духоносным храмом Святаго Духа - это всё, что нужно христианину, в этом - смысл его жизни, веры, чаяния и молитв. Достаточно вспомнить краткие слова Апостола: Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8, 9), чтобы ясно стало, что кто не имеет в себе Духа Святаго, тот не может, не смеет себя считать христианином, таковым не является.

Имея задачу правильно и верно вести нас ко спасению, Святая Церковь каждое богослужение, каждый молитвенный чин, после краткого славословия: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», начинает молитвой Святому Духу- «Царю Небесный», в которой мы просим, чтобы Дух Святый пришёл и вселился в нас. А нынешний нарочитый день, посвящённый памяти сошествия Святаго Духа на Апостолов и через них на всю Церковь всех времён, она учредила особую, не повторяющуюся в течение всего года, вечерню, всю посвящённую особенной, соборной коленопреклоненной молитве об осенении нас Духом Святым.

Чтобы нам не остаться равнодушными, холодными, нечувствительными во время этой службы, остановим на ней своё внимание.

За этой вечерней мы стоим с букетами цветов, в храме, убранном зеленью и цветами. И невольно вспоминаем ту горницу, где первый раз на земле произошло сошествие Святаго Духа. Эта горница по случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы была та с же убрана зелёными ветками. Это обстоятельство невольно сближает нас с первыми носителями Святаго Духа и рождает в нас те мысли и чувства, создаёт то настроение, какими были объяты Апостолы и верующие во Христа.

Там была единодушная, пламенная молитва,  молитва всех об одном - о наитии Святаго Духа. И мы здесь все объединены общими церковными молитвами и молимся об одном.

В тот момент, когда начнут читаться особые, приуроченные к этому дню молитвы, мы все опустимся на колени и, подобно фимиаму, молитва тысяч сердец вознесётся к Престолу Всевышнего.

О чём же будет эта молитва? Послушаем, о чём устами диакона будет побуждать нас молиться Святая Церковь.

Вслушайтесь, братие, в великую ектению. Там, после обычных прошений, диакон (священник) будет молиться:

- «О предстоящих людех и ожидающих благодати Святаго Духа». Мы будем молиться, чтобы благодать Святаго Духа осенила нас, будем ждать этого осенения.

- «О еже укрепитися нам к совершению богоугодне». А вот и цель, для которой нам нужна благодать Святаго Духа. Она нужна нам для того, чтобы быть христианами истинными, христианами по жизни. Она нам нужна как сила, которою мы укрепимся для совершенствования, согласно Божией о нас воле. Без Мене не можете делать ничего - говорит Христос (Ин 15, 5). Тем более, без Него мы не можем исполнять Его заповеди и жить по Евангелию. Это трудно, даже невозможно без укрепления наших естественных немощных сил - силою свыше.

Вот эту силу Господь молитвою низвёл на землю ныне в Пятидесятый день по Воскресении. Это сила есть Дух.

Святый, без Которого христианин не может сделать шага на пути своего спасения. Без Которого тем более невозможен духовный рост, нравственное совершенствование. Эта сила Духа Святаго, данная в первый раз в нынешний день святым Апостолам, ежедневно и щедро подаётся Церкви Христовой в Таинствах, молитвословиях, священнодействиях и обрядах церковных. Всякий христианин не иначе вступает в Церковь, как облечённый силою свыше в святых таинствах Крещения и Миропомазания.

Это совершается один раз в жизни, а потом больше не повторяется. И поверхностному взгляду может казаться, что больше не нужно притока благодати. Это было бы так, если бы человек, однажды просвещённый и осенённый Духом Святым, мог не грешить, остался бы безгрешным. Если бы, кроме того, ему не нужно было расти духовно, развиваться, совершенствоваться, восходить от силы в силу. Но человек ни одного дня не может прожить без греха, он грешит, и своими грехами отдаляет от себя благодать Святаго Духа. Грехи - это страшное препятствие к пребыванию в нас благодати Духа Святаго: Не имать Дух Мой пребывати в людех сих, зане суть плоть (Быт 6, 3).

Опасность ослабления действия благодати в душе христианина постоянная. Есть опасность всецело лишиться благодати однажды крещёному и миропомазанному. Но эта опасность исключительная, ей неизбежно подвергаются те, кто порывает с Церковью Христовою, выходит за Её ограду в дебри раскола, ереси и неверия. Для тех же, кто находится во ограде Церкви Христовой, прибегает к Её освящающим и очищающим средствам, кто держится крепко за ризу Христову, тот не лишится благодати Святаго Духа. А лишь ослабляется она в нём, уменьшается её действие вследствие греховных падений и духовной небрежности. Вот почему для них необходим постоянный приток Благодати, необходимо возгревание в себе дара Святаго Духа, необходима постоянная забота о том, чтобы не погас зажжённый в душе огонь благодати Святаго Духа.

Вот почему апостол Петр настойчиво советует христианам: Исполняйтеся Духом, возрастайте в благодати (2 Пет 3, 18). И апостол Павел: Духа не угашайте (1Сол 5, 19). Кроме того, христианин, возрастая духовно, ею становится выше, совершеннее. Большее и большее поле духовного делания открывается перед ним. Поэтому ему больше и больше требуется сил, тем нужнее и нужнее постоянное, усиленное  осенение его Духом Святым. Вот почему апостол Павел пишет к Тимофею: Напоминаю тебе, возгревать дар, который в тебе (2Тим 1, 6). Отсюда ясно, что христианину, как воздух, необходим постоянный непрекращающийся приток воли благодати Святаго Духа. Это - его пища духовная, которая должна ему подаваться обильно каждый день. Это - хлеб насущный, без которого жить не может душа христианина. Это -  благо, выше и нужнее которого нет, и без которого не может быть духовной жизни и нравственного преуспеяния христианина.

Вот в этом, совершенно необходимом для нас, сознании и хочет воспитать нас Матерь наша Христова Церковь. Для этого она ежедневно, и при частной молитве, и при общественном богослужении, влагает в уста наши постоянную и ежедневную молитву - «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны». И желает, чтобы не устами одними, не холодным произнесением привычных слов этой молитвы молились мы, но пламенным сердцем, всем существом своим молились об осенении нас благодатию Святаго Духа. Для этого же она раз в году, в день и час сошествия Святаго Духа на Апостолов, установила особую вечерню с последованием коленопреклонения. Усиленную, подчеркнутую, продолжительную молитву об осенении нас благодатию Святаго Духа.

Не пропустим же без духовного внимания эти единственные в году святые минуты возвышенного богослужения. Не отнесёмся к ним холодно, равнодушно. Опустившись на колени, на колени же духовные поставим и дух свой, впитывая в себя каждое  слово великих молитв  Пятидесятницы, которые охватывают собою жизнь земли и неба, мир живых и мёртвых. Будем слезно, пламенно молить благих Подателя, чтобы Он освятил, оживотворил, вдохнул в нас новые жизнь и силы, благодатию Всесвятаго Своего Духа.

Аминь



Проповеди на праздники:

Наверх