Поучение в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Празднование в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери напоминает нам об одном из несчастных годин в жизни нашего отечества, когда оно, терзаемое внутри боярскими неурядицам и, а со вне соседями – шведами и поляками, стояло на краю гибели, едва не потеряло свою самобытность, православную веру с ее благочестивыми апостольскими обрядами, едва не сделалось данником католиков-поляков и шведов протестантов. И если бы не заступничество нашей постоянной ходатаицы пред Господом Пресвятой Девы Марии – Матери Господа, то св. Русь, может быть, и до настоящего времени носила бы на себе тяжелое ярмо польщины, доселе была бы в таком же рабстве, гонении и унижении, в каком некогда пребывала южная Русь в средние века нашей истории. Эта тяжелая кровавая годинушка известна в нашей исторической памяти под именем «смутного времени» и была она назад тому два века с половиною. Предложу вашему вниманию, бл. сл., на сколько возможно кратко, историю вспоминаемого ныне события (подробности сами имеете возможность узнать из отечественной нашей истории). И краткий рассказ не лишен будет интереса и послужит нам к благочестивому назиданию.

В конце XVI века угас у нас последний потомок славного царственного дома Рюрика в лице ангела царя Федора Иоановича (1598 г.). Его наследником – Божиею милостью – должен бы быть св. царевич Дмитрий Иоаннович, но он погиб от сторонников властолюбивого Бориса Годунова. Этот последний сел на престол помазанником свято-русской земли, но по определению Божественному не сделался родоначальником новой династии. Не утвердился Веней царев и на главе Василия Шуйского, так как он не был избранником народа – выразителя гласа Божия. И наступило для Руси время тяжкое, смутное, время горьких испытаний дорогого нам отечества и св. православной церкви русской, – начались сеяться усобицы, потекла печаль обильная от крамол боярских, сокращался от них и век человеческий. Воспользовались наши соседи – шведы и поляки – расстройством у нас гражданского порядка, повсеместным безначальем, народным буйством, вторглись они в наше отечество, разрушали его огнем и мечем и варварским грабежом; и не было в это время пощады добродетели, метали представителей ея с крутых берегов в глубину реки; жгли детей на глазах родителей, носили главы их на саблях и копьях; грудных младенцев вырывали из рук матерей и били их о каменья; храмы истинного Бога разрушались, воздухами и пеленали украшались кони; злодеи пили из св. потиров, в ризах иерейских неистовствовали. Иноков, священников палили огнем, допытываясь сокровищ; отшельников, схимников заставляли петь срамные песни, а безмолвствующих убивали. Люди уступили свои жилища зверям; медведи и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях; враны плотоядные сидели станицами на телах человеческих; малые птицы гнездились в черепах. Могилы, как горы, везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них осушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи: ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою – да будет Россия пустынею необитаемою. Объявились самозванцы, провозглашали себя именем царевича Дмитрия и с этим святотатством вторгнулись в сердце русское – златоглавую Москву. Изменники отечества забыли в это время веру православную, честь и стыд, доблесть русскую, встречали врага с хлебом-солью, отворили ему врата царственного кремля, водворили его в покоях помазанников свято-русской земли. Разлилось кровавое горе по отечеству нашему; было оно на краю гибели, оплакивало свою веру православную, поруганную силой вражеской, омывало своими слезами святыни московские, оскорбленные нечестивыми. (Расск. из ист. Р. цер. Тостого стр. 507).

Пастыри наши рассылали в это время святительские грамоты по ближним и дальним городам нашего отечества, убеждали ими православный народ вступиться за священный град Москву, за веру отеческую, за самобытность русскую. Дошла одна из таких грамот в низовые поволжские города – Новгород и Казань, воодушевила народ, пробудило в нем святое религиозное и патриотическое чувство на защиту веры, законного царя и славного своего отечества. Собралась рать казанская, пошла она на защиту Москвы, сопутствуемая чудотворным образом Казанской Божией Матери. Ни одно дело ратное не начиналось у нас без благословения Божия, наше воинство христолюбивое никогда не надеялось на свои силы геройские, всегда оно перед началом боя великого, страшного, прибегало к Божией помощи. Так было и теперь в эту несчастную годинушку. Наложило оно на себя трехдневный великий пост, молилось со всеусердием нашему Искупителю, преклоняло свои колена пред чудотворною иконою Казанской Божией Матери, плакало и рыдало и у ней только искало милости. Услышал Господь скорбные моления болезнующих за св. Русь, веру православною, внял прошениям своей Матери за угнетенный русский народ, открыл свою волю чрез св. Сергия Архиепископу Арсению, что по ходатайству Пречистой Его Матери, святых великих чудотворцев России – Петра, Алексея и Ионы – злые ваги низложатся и град Москва возвратится русским православным христианам. Воины воодушевились, мужественно приступили к первопрестольному граду, разбили врага 22-го Октября, прогнали его за пределы родной страны, после чего он не смел уже повторить своих прежних замыслов. Эту-то милость Богоматери и воспоминаемы мы ныне, это-то дивное чудо Казанской чудотворной иконы и установила наша православная русская церковь чтить во все последующие времена в день 22 Октября.

Возвеличила Матерь Божья наше родное отечество, ее молитвами пред Господом враг удален от пределов наших, а вместе с ним закончились на нашу православную церковь явные и тайные гонения; вера наша отеческая зиждительница гражданского могущества, святая основа жизни государственной, общественной и семейной, осталось в целости, святости, неприкосновенности; могучая Русь стала быть, как и прежде независимой, самостоятельной; ее члены, очистившись в этой кровавой борьбе от язв, смут и дикого безначалия, стали деятельным и покорными богоизбранной власти. Царский род восстал в поколении Романовых, ныне величественно и могущественно царствующих. Вот дар Божией Матери нашему родному отечеству, дар славы могущества, крепости, дар переживаемый – «благодарение Богу» – и нами.

Боголюбивая чада» назидательные примеры истории да будут и нам уроками в собственной жизни. Предки наши в тяжелые невзгоды отечества всегда воссылали молитвенный глас – как бы едиными устами – к ходатаице за христианский человеческий род – Пречистой Деве Марии и всегда получали по ее молитвам пред Единородным Сыном желаемые милости. Можем ли мы не подражать им? Всегда во всех радостных случаях жизни да будет она единственною хвалою в ваших молитвенных прославлениях, а в горести и печали – единственным прибежищем и утешением. Много может моление Матернее ко благосердию Владыки.

Предки наши всякие успехи в своих делах не приписывали себе, своим собственным силам, потому что «аще не Господь созидает дом, всуе трудишися» (Пс.126:1), – и мы всякое доброе дело, содеянное нами, должны приписывать водительству Господню, ибо Он сам говорит, что во всем проявляется Его воля, а не наша (Иер.9:23, 24).

Предки наши, получив милость от Господа, возблагодарили Его всенародно и потомкам своим заповедали творить такожде, и всегда, а особенно ныне, в день общих благодарений, устами и сердцем прославлять Господа за благодеяния, оказанные нашему отечеству в смутное время, – восхвалим и мы Заступницу нашу пред Богом, постоянную, неусыпную ходатаицу за нас у Господа. Моление Матернее пред ее единородным Сыном избавило наше отечество от супостатов – еретиков, сохранило веру православную, даровало мир, царя – родоначальника ныне славно царствующего Государя. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1891. 


Наверх