Поучение у Всенощной Вербного Bocкpecения 1926г.
Не бойся, дщи Сионя! се Царь твой грядет к тебе, кроток и спасаяй (Ин. 12, 15; Зах. 9, 9).
Так из глубины веков прозревал пророк Захария (+ок. 520 г. до Р.Х.) дивные события, которые мы торжественно празднуем ныне. Праведный, кроткий, спасающий Царь ныне на молодом ослёнке торжественно входит в Иерусалим. Народ и дети еврейские с пальмовыми ветками в руках приветствуют Господа криками «Осанна!».
Но не для того этот торжественный вход предпринимал Господь, чтобы стать земным царём Иерусалима и всего мира, а для того, чтобы, отдавая Себя добровольно на позор и смерть, принести Себя в жертву за грехи мира. Для того, чтобы душу свою положить за други своя (Ин 15, 13).
Какое торжество внутреннего величия, величия любви, жертвующее собою для спасения всех, даже врагов своих, при полной возможности смести их с лица земли и даже саму землю отбросить как пыль. Словами всепрощения Господь идёт в самое скопище своих врагов, зная, что они распнут Его. Он идёт на Голгофу и Крест, чтобы молиться за них, если они не захотят спасения.
Пойдём и мы мысленно в Иерусалим за нашим Господом. Кому же быть с Ним, как не нам, носящим Его Пречистое Имя. И будем мысленно присутствовать при таинственной мировой Жертве, и будем пить устами, жаждущими спасения, живую воду благодати, так обильно текущую для нас.
Куда же пойдём? В Гефсиманский сад? Во дворы первосвященников и Пилата? На Голгофу или в вертоград Иосифа? Нет, дорогие. Ступим таинственно с вами в Сионскую горницу и мысленно благоговейно станем у ея порога, и будем поучаться в дивном лицезрении Тайной Вечери, которой всему христианскому миру преподано однажды и навсегда Пречистое Тело и Божественная Кровь Спасителя мира.
Почему сюда? Во-первых, потому, что у нас будут ещё поводы мысленно посетить другие места страданий Христовых. А, во-вторых, - это главное. Для этой Вечери, для спасающего нас великого Таинства Тела и Крови Христовых предпринято всё: и торжественный вход, и молитва до пота кровавого, и унижение, и позор, и смерть, и погребение. Слушайте, как дорого и вожделенно было для Самого Господа это Таинство.
Когда настал час и Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ея, пока она не совершится в Царствии Божием (Лк 22, 14-16).
То есть, «Я с нетерпением, сильно желал предложить вам эту Таинственную Трапезу, это Моё к Вам благодеяние, без которого ничто в мире не может дать вам полноты бытия, а в будущем - Жизнь вечную. Все болезни, труды и смерть я поднял за вас, потому что, кто не ест Плоти Сына Человеческого, не пьёт Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни (см. Ин 6, 53), а кто будет приобщаться Моего Тела и Крови, тот будет жить вечно, и Я воскрешу его в последний день (см. Ии 6, 54). Воля Моего Отца заключается в том, что все, которых Он даст Мне, должны жить вечно. Вот путь, который я могу дать, чтобы жить вечно - в Таинственном Приобщении ваше тело должно слиться с Моим Телом, ваша кровь с Моей Кровью. Тогда будем вместе - Я в вас, а вы во Мне. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь во мне пребывает, а Я в нем (Ин 6, 56). Вот почему я сильно желал есть эту Пасху с Вами, это начало блаженства, которое вполне завершится в Царствии Божием. Это и есть самая главная, основная цель Моего делания на земле. Кто с верою примет это Таинство и достойно будет принимать Его, тот спасётся. А тот, кто или отвергнет его, или будет приобщаться недостойно, тот увидит не спасение, а осуждение».
- Вот почему чаша Христова есть главная цель всего, что имеет Святая Церковь. Вот почему этот постоянный призыв - «Со страхом Божиим и верою приступите!». Вот почему пастыри Церкви неустанно зовут христиан приступать к этому величайшему Таинству. Без него нет спасения, пренебрегающий им напрасно носит имя Христа, никогда не узрит спасения.
Как же и мы должны принимать это Таинство? Что связывается с его совершением? Kaк приступать к нему, чтобы вполне исполнить волю нашего Божественного Учителя?
Устанавливая это Таинство, Христос хотел, чтобы мы, совершая его, вспоминали Его страдания и смерть. Вот самые Его слова- Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19).«Тогда будете, - как бы так говорит Христос - собираться вместе, совершать великие Таинства Тела и Крови Моей, вспоминать всё, что Я сделал для вас - оставил недра Отца Небесного, сошёл на землю, принял образ раба, алкал, жаждал, скитался, не имея где главы приклонити. Людям приискренне открыл Своё любящее сердце, больных телом - исцелял, больным духом - возвещал Царство Божие. И за всё это люди воздвигли на Меня гонения, хулили, поносили Моё имя, истязали Моё тело, пригвоздили ко кресту, умертвили. Вот Я уставляю всем, которые на земле будут составлять одно общество Церкви - это Таинство Тела и Крови Моей. Даю вам этот залог Моей любви к вам. Когда будете раздроблять Хлеб, вспомните, что подобным образом все члены тела Моего были подвергнуты жесточайшему мучению. Когда будете взирать на вино, вспомните, что подобным образом Кровь Моя проливалась за ваши грехи на Кресте. Теперь она изливается во имя ваше. Сие творите в Мое воспоминание>> (Лк. 22, 19 [ошибочно указано Мк 8, 38 - Ред.]). Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. (см. Мф 26, 26-28; Мр 14, 22-24; 1Kop 11, 24).
Помысли, слушатель, с каким благоговением ты должен приступать к Чаше Жизни? Как тщательно ты должен искушать себя- достоин ли ты этого Таинства, чтобы не явиться тебе страшным презрителем крови Сына Божия, которым участь с Иудой, давшем лицемерное лобзание Господу. «Как Я вомлобил вас, так и вы любите друг друга» - говорил Христос на Тайной Вечери, давая своей Церкви это пренебесное Таинство Любви. Он хотел, чтобы в сердцах всех верующих зажглась пламенная любовь друг к другу. Любите друг друга, и по этой любви все узнают, что вы Мои ученики (см. Ин 13, 34-35).
Ученики Христа должны быть связаны между собой крепким союзом любви, и связывающим началом должно быть всесвятейшее Таинство Тела и Крови Христовой. Един Хлеб, - говорит святый Апостол, - едино Тело есмы мнози, вси бо от Единаго Хлеба причащаемся (1Kop 10, 17). Единый Хлеб, Которым христиане причащаются, соединяет их в одно Тело, в Котором каждый христианин представляет собой отдельный член, а все они вместе - одно Тело. Когда от единого сего Хлеба и Чаши приобщаются, то тем самым свидетельствуют своё единение со всем обществом Церкви.
Первые христиане причащались каждый Воскресный день. У них вера во Христа действовала со всей силою. Причащаясь каждую неделю, укрепляли свою веру, теснейшим союзом соединялись друг с другом. А доселе диакон каждую обедню приглашает христиан причащаться словами: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Так поступали христиане первых веков. Мы их преемники, продолжатели их жизни. Так ли поступаем мы? Не должны ли мы покрыться стыдом за наше равнодушие к Чаше Христовой?
Многие из нас очень редко, едва один раз в год причащаются. И нашим пастырям приходится настойчиво говорить в проповедях, чтобы хоть однажды в год причащались. Многие совсем не причащаются и того не знают, что сами себя отсекают от Единого тела Церкви. Зачем мы так презрели голос нашего Небесного Отца? Зачем не слушаемся Церкви? Зачем, подобно сыну блудному, оставляем отеческий дом и идём в страну далече? Если много сейчас в храме лиц, которые не причащались в этом году и не думают причащаться, пусть вспомнят они, какое сейчас у нас время, время, когда все христиане непременно причащаются, время самое благоприятное. Если это время пропустить, когда Церковь всех зовет, все богослужения приноравливает к тому, чтобы все причастились, то в какое время ещё тогда причастимся? А ведь так целый год, год неожиданности, а может быть, и год смерти для многих из нас. В нашем храме три раза ещё будут причастники. Не пропустите, не навлекайте на себя гнева Божия, воспользуйтесь временем благоприятным и, отряхнув греховную дремоту, омывшись водами духовными в таинстве Покаяния, со страхом Божиим и верою приступите к всеосвящающей Чаше Христовой.
Вот, дорогие братие, чему нас учит мысленное стояние наше на пороге Сионской горницы. Мы научились, что все страдания и всё дело Христово было предпринято для того, чтобы приобщить нас к Себе, к вечной жизни, к вечному блаженству. Будет общение со Христом в вечной блаженной жизни и таинственном приобщении нашем Телу и Крови Господа. Кто не причащается, тот остаётся за порогом вечного блаженства. Приобщаться нужно, вспоминая все благодеяния нашего Господа, вспоминая благодарно и зная, что причащение, будучи залогом любви, обязывает нас возгреть в своих сердцах пламенную любовь ко всем от Единого Хлеба причащающимся. Зная это, мы, христиане, должны соответственно настроить свою душу. Когда это будет, тогда в наши души будет столь же славное вшествие Иисуса Христа, как и то, какое Он ныне совершает в Иерусалиме. Такое сретение будет самое приятное для Него и для наших душ, которые искренно будут приветствовать Его - Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних! (см. Мк 11, 10).
Аминь.