Проповеди на праздники:


Поучение у вечерни в Прощёное Воскресение 1922г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его

(Пс 67, 2 и Стихиры Пасхи).


Нынешнее Воскресение в  православно-русском  народе называется Прощёным Воскресением от трогательного и по-существу  глубоко христианского  обычая на пороге Святой Четыредесятницы взаимно прощать друг другу обиды, оскорбления, прекращать ссоры. И христиане дорожат этим обычаем, дошедшим до нас от седой христианской древности. Потому что внутренним существом своим чувствуют глубокую жизненную правду, лежащую в основе его. Христианин чувствует, что неправда, царящая в мире, лежащем во зле, попирается хоть раз в году этим небесным порывом; что любовь к людям, взаимное прощение и милосердие - вот где правда жизни, которой хочется пожить хоть момент, хоть раз в году. В эти моменты попирается дерзающий хозяйничать в сердце христианина диавол и воскресает Христос, согласно песни Пасхальной - «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».

Да, это великий, истинно-христианский момент, и какое благо было бы, как обновилось бы христианское общество, если бы это настроение мы задержали в своём сердце возможно дольше, на всю жизнь.

Но остановимся на мысли, почему дорога настроенность Прощёного Воскресения? Почему христианину нужно стараться, чтобы осталась она в его сердце на всю жизнь?

Человек, сознаёт он это или нет, всю свою жизнь ищет, или, вернее, желает осуществления на земле правды жизни. Его терзает людская несправедливость. Ему противно то зло, в каком купаются люди - обиды, оскорбления, месть, предательства, никому не нужная вражда, ссоры, желание, чтобы только себе было хорошо, людской эгоизм, по которому люди только о себе заботятся, желают только себе «в нору натащить» как можно больше благ земли. И равнодушие их к ближним, граничащее и переходящее в злорадство, желание, чтобы ближнему ничего не удавалось, чтобы на его голову сыпались жизненные беды. Человека мучает, и не может не мучить, эта безотрадная картина царящего в мире зла.

И хочется ему перестроить жизнь, хочется, чтобы не было этого бессмысленного зла, этой вопиющей несправедливости. Хочется ему найти истину, и этой истиной осветить жизнь, и пойти по новым истинным жизненным дорогам.

Но где учителя жизни? Их было много, но все они не могли исполнить своей задачи - волей или неволей оказались самозванцами. Нет иного имени под небом, который нам подобает спастисъ, кроме имени Христа Иисуса (см. Деян 4, 12). Он один сказал - Я Путь, Истина и Жизнь (Ин 14, 6). И скорее прейдут небо и земля, чем одна иота не исполнится из Его слов (см. Мф 5, 18).

Только Христос сказал нам правду о правде жизни, только Он один и словом, и самой Своей жизнью научил нас, что правда в жизни лежит в ЛЮБВИ. Любовь - великое жизненное начало, тот великий фундамент, на котором, и только на котором, можно построить здание истинной жизни. Всё Евангелие Христово заполнено учением о любви, Он Сам некогда подвёл итог закону и пророкам, указав две заповеди, на которых закон и пророцы висят (см. Мф 22, 40).

Вот что нужно сделать в жизни: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк 10, 27). Это нужно сделать, нужно научиться любить, и это будет значить научиться жить.

Как же это сделать? Нужно начать со второй заповеди. Апостол говорит: Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (lИн 4, 20). Нельзя любить Бога и ненавидеть человека. Нужно сначала научиться любить человека, ближнего. И, возлюбивши образ Божий и подобие, полюбивший создание, несомненно, полюбит и самый Оригинал этого образа, полюбит Создателя.

Иного пути нет. Нужно научиться любить людей.

Каких же? - Родных своих? Приятелей? Делающим нам приятное?

- Это не так трудно, и язычники любящих их любят. А вы - учит Христос - любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, добро творите делающим вам неприятности! (Мф 5, 44). А за ним Апостол: Аще враг твой алчет - накорми его, аще жаждет- напой его (Рим 12,  20).  Итак,  мы должны  полюбить всех, и тех, кто делает нам приятное, и тех, кто клянёт, ненавидит, делает зло нам.

Скажут, любить врагов невозможно - это сверх человеческих сил! А мы скажем: невозможно,  чтобы  Христос учил и предлагал к  исполнению  невозможное.  Но ведь Он не только учил, не только слова нам оставил, но и самой жизнью доказал возможность любви к врагам. За три с половиной года общественного служения у Христа Спасителя было много врагов, но ни к кому из них Он не имел другого чувства, кроме любви. Даже к предателю Своему, предавшему Его целованием, Он относится  любовно,  желает  спасти его погибающую душу. Даже к Своим распинателям, к тем, кто окружил его Крест атмосферой ненависти, издевательства, он отнёсся с любовью - Отче, прости им, они не знают, что делают (Лк 23, 34).

Возможно другое возражение - Христос был Богочеловек, и что по силам Ему, то не может сделать обыкновенный человек. Чтобы показать несостоятельность и этого возражения, перейдём к ученикам Христовым - они были простые люди.

Вот первый мученик за Христа - архидиакон Стефан. Побиваемый за Христа камнями, весь израненный, окровавленный, еле живой, собирает свои гаснущие силы для того, чтобы вымолить у Господа прощение своим мучителям (Деян 7, 60).

А вот престарелый апостол Иаков, первый епископ первой Иерусалимской Церкви. Разъярённая иудейская чернь сбросила его старческое тело с кровли храма на острые камни. Едва живой, он поднимается на колени и молит у Господа прощения своим врагам.

А прочие Апостолы? А святые мученики за Христа? Как издевались, унижали, мучили их! В цирке собирался весь знатный Рим и чернь смотреть, как львы терзали христиан. Нерон [+68] приказывал освещать свои сады факелами из христиан, осмолённых и обложенных соломой. При таком освещении он и его двор прогуливались по дорожкам сада. Христиане были лучшими людьми того времени, о виновности их в чём-нибудь пред их мучителями не могло быть и речи. Какое чувство должно было быть по земному пониманию у этих отдаваемых на растерзание львам и сжигаемых для потехи людей? А они только любовь имели в своём сердце и молились за своих мучителей. История гонения на христиан на всём своём трёхсотлетнем протяжении не знает случаев, чтобы из уст хотя одного из христиан сорвалось проклятие в адрес мучителей, а лишь любовь и молитва.

Итак, любить врагов можно. И не только может любить людей Христос, но это доступно и Его ученикам - простым, обыкновенным людям. Значит, можно воспитать в сердце любовь к врагам и нам с вами, братие.

Но любить врагов трудно и даже очень трудно. Святитель Димитрий Ростовский [+1709] говорит, что тот, кто любит врагов, - чудотворец. Чем же объясняется эта трудность?

Во-первых, тем, что человек одними своими силами не может обладать этим чувством. Без Меня- говорит Христос - не можете делать ничего (см. Ин 15, 5). Если человек без Христа не может сделать ни одного шага по пути нравственного совершенствования, то уж в таком большом и трудном деле, как любовь к врагам, один человек ничего не сделает. Нужна сила, какую может дать только Господь Иисус Христос. Эта сила и есть благодать Христова, посылаемая Им через Святаго Духа. Христианин, желающий исполнить всё повеленное от Господа, должен прежде всего и больше всего заботиться о том, чтобы осенила его благодать Святаго Духа. Этого посещения, вселения в него Святаго Духа он должен пламенно желать, об этом он должен постоянно молиться, для этого он должен постоянно трудиться над очищением своего сердца от греховных мыслей, желаний и дел. Тот из христиан, кто сознательно и упорно стремится к этому, непременно получит эту силу. Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и отворят вам (см. Мф 7, 7; Лк 11, 9). Эти обещания касаются высшего блага - именно  Духа  Святаго (ср. Ин 15, 26; Ин 15, 13- 15) Как жаль, что многие из христиан не знают этого, не стремятся овладеть этой чудодейственной силой. А ведь без неё невозможно спастись, без неё никогда не научится человек любить своего врага, никогда не одолеет той трудности, какая сопровождает этот подвиг.

Во-вторых, препятствием к овладению чувством любви к врагам служит испорченная грехом природа человека. В силу этой испорченности, по выражению одного русского писателя, - жизнь есть борьба Бога и диавола, а место, где происходит эта борьба - сердце человека. В человеческом сердце возникает то движение, требуемое Богом, то движение, внушаемое диаволом. Диавол, согрешивший гордостью против Бога, делом своим ставит искушение человека. Если Господа Иисуса Христа диавол осмелился искушать, то пропустит ли он хотя бы одного человека, где более шансов на успех? И он  деятельно искушает людей, настойчиво стучит в каждое человеческое сердце, внушает греховные мысли, смущает порочными желаниями, старается толкнуть человека на путь греха и гибели.

По словам Христа - любить врагов, прощать обиды и оскорбления- совершенно обязательно. Вспомним хотя бы слова сегодняшнего литургийного Евангелия: Ее ли отпускаете людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешепия ваши. Если  не отпускаете людям согрешения их, то и Отец, ваш Небесный не отпустит вам согрешений ваших (Мф 6, 14-15) Определённо сказано, что если не будете прощать людей, то и вас не простят, и вы не будете спасены.

А диавол внушает другие движения сердца, движения греховные, которые погубили его и погубят человека, поддавшегося им. Эти движения сердца- самолюбие, гордость, мстительность. Диавол перепутает в сознании человека достоинства этих ядовитых, несущих духовную смерть, движений сердца. Он внушает людям, что только эти движения сердца благородны, что они украшают душу человека. Какая насмешка - отец лжи, человекоубийца искони (см. Ин 8, 44), и внушает благородные движения сердца.

А люди-то? Как много их поддаются внушению диавола. Если их оскорбят, они считают позором оставить оскорбителя без ответного оскорбления. Вместо того, чтобы простить обиду, они считают нужным мстить. Ещё так недавно были, так называемые, дуэли. Оскорблённый вызывает оскорбителя на поединок, считая, что свой позор он может смыть только кровью оскорбителя. Вместо того, чтобы потушить зло прощением, углубляет это зло, совершает двойной грех-убийства и самоубийства. Сколько людей погибло на дуэлях! И погибшие, и их убийцы искренно считали, что делают самое благородное дело. Какое смешение понятий, какая тьма, как зло смеётся диавол над человеком! Люди пляшут отвратительный танец зла под музыку сатаны, а сатана адски хохочет, справляя свой сатанинский бал.

Христианин не должен быть младенцем. Он должен всецело, без остатка пользоваться мощным факелом Христова учения, освещающим человеческую жизнь. Планы и действия сатаны должны быть известны христианину. Он должен сознательно разбираться в правде жизни. И тогда, только тогда, он найдёт истинный путь жизни. А он- в любви, и не только к любящим нас, но и к нашим врагам. Когда христианин это осознает, он захочет, непременно захочет, правды жизни - захочет полюбить ближнего своего, как самого себя, не исключая отсюда и врагов. Захочет и обратиться ко Христу за помощью. Будет молить Его об осенении силой благодати и, вооружённый этой силой, сумеет полюбить людей, и через них - Бога, и исполнит весь закон, и овладеет жизнью вечной.

Братие! Мы пришли сегодня в этот святый храм для того, чтобы простить и испросить прощения. Как понимать это наше стремление, как назвать его? Мы пришли осуществить любовь к врагам, обняться в сладостном чувстве прощения со всеми, не исключая и тех, кто оскорбил нас, кто - враг наш. Пусть этот святой порыв наш не будет минутным, пусть он начнёт собою нашу новую жизнь, исполненную всепрощения и братской любви. Будем стараться при помощи нашего Божественного  Учителя  изгонять из своего сердца диавола, дабы в него вселился Христос. Будем вместе с Церковью молиться и пламенно желать: Да воскреснет Бог, и pacточатcя врази его!

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх