Проповеди на праздники:


Поучение третье: О заповедях блаженства

Блажени nлaчущии, яко тии утешатся (Mф 5, 4 ).

Хочется думать мне, дорогие братие и сестры о Христе, что вы, придя домой от Всенощной прошлой субботы, глубоко прочувствовали слышанную беседу о духовной нищете как о необходимом настроении истинного христианина. Разобравшись в себе, вы должны  были,  наверное,  прийти к такому убеждению, что мы, действительно, духовно нищие. Душа наша - пустая сума, с которой бродим мы по житейским тропам, дорогам и всё, что имеем, мы получаем от благодеющего нам Бога. От него мы имеем и жизнь, и дыхание, и всё. Им же мы живем, и движемся, и существуем (Деян 17, 28). От Него все таланты, силы, способности. Ему мы обязаны буквально всем. Пока угодно благодеющей руке Божией подавать нам, духовно нищим, милостыню, мы живы в благоденствии, отнимается от нас эта рука - и мы в персть свою возвращаемся (см. Пс 103, 29).

Что же у нас собственного? Подвиги, добродетели, лучшие движения сердца, - нет, без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5). Лично нам, страшно сказать, принадлежит всё скверное, всё грязное. Неизменные страсти, пороки, вся та грязь, коей мы оскверняем ризу богоподобия души нашей. Это уже не принадлежит Богу, это наше. Пусть нам, плотским, это кажется не так, но Господь в Откровении Иоанна говорит председателю Лаодикийской Церкви: Ты говоришь -  я богат, разбогател, ни в  чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок 3, 17). Все мы жалкие, нищие, слепы и наги. Мы прах и пепел - по словам Авраама. Мы черви, а не люди - по сознанию Давида (см. Пс 21, 7). Так, полное нравственное банкротство человека есть результат сознания самого себя нищим духовно.

Итак, человек - нравственный банкрот, существо полностью испорченное, настолько  испорченное, что  ему  не подняться собственными силами.

Что же нам делать? Неужели отчаяние только и выход из этого невозможного положения жизни?

Прислушаемся к словам нашего Великого Учителя: Он Путь и Жизнь (см. Ин 14, 6), Он, поставивший человека на первую ступень нравственного  совершенства,  поведет человека и дальше. Блажени плачущии- вещает Он – яко они утешатся (Мф 5, 4). Зачем отчаиваться, отчаяние ведет к смерти. Есть возможность утешиться сознавшим свою духовную нищету, своё нравственное убожество. И утешение это - в спасительных слезах, животворном плаче. Нужно оплакать своё нравственное убожество, нужно  потоками слёз увлажнить сухую почву души человека, и придёт утешение. Оттого, что начнётся рост души под влиянием благодатных осенений Святаго Духа.


Проповеди на праздники:

Наверх