Проповеди на праздники:

Поучение в день памяти святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, чудотворца

Поучение в день памяти святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, чудотворца

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Кто ныне собрал нас, братие,  в этот святый храм?

– Архиерей, священное изображение которого вы видите на этой святой иконе. Всмотритесь, вот он. Как живой, стоит среди нас в полном архиерейском облачении, с архипастырским посохом, со святым крестом. Стоит посреди храма, как бы на архиерейской кафедре, возглавляя наше молитвенное собрание. Он не только возглавляет наше молитвенное собрание, но и проповедь нам говорит, правда, без слов. Но к чему слова, где проповедует сама жизнь? Если по плодам их познаете их (см. Мф 7, 16), то эти плоды, эти дела, если они есть, проповедуют неотразимее самой неотразимой словесной проповеди. Превратимся же в благоговейное созерцание великой жизни Святителя. Постараемся ничего не пропустить из этой необычной проповеди святого.

Первое, что заставляет обратить на себя внимание – это то, что земная жизнь Святителя прошла скромно, без каких-либо намёков на шум и славу, при этом Святитель девизом своей жизни поставил завет Христа Спасителя о тайном делании молитвы и милостыни — не труби перед собою (см. Мф 6, 2) — и жизнь Святителя была скромной, незаметной. Представьте себе — никто и сейчас не знает годы рождения Святителя, а, следовательно, и того, сколько лет Святитель жил на земле.

Вообще, о жизни святителя Феодосия мы знаем очень мало. Сохранились лишь скудные отрывки. Так, известно, что святитель Феодосий был сын священника из дворян Подольской губернии, получил высшее богословское образование в Киево-братском училище, впоследствии преобразованном в Духовную Академию. Начал свою духовную службу архидиаконом Киевского Софийского собора, был последовательно игуменом монастырей: Корсунского, Выдубецкого-Киевского, Елецкого-Черниговского, где был возведён в сан архимандрита. Твёрдо установленными фактами в жизни Святителя является его подвижническая, праведная, добродетельная жизнь и энергия в деятельности. За эту святую жизнь и энергичную деятельность по управлению монастырями святитель Феодосий митрополитом местоблюстителем архиепископом Лазарем Барановичем был назначен его помощником по управлению митрополией, а потом и архиепископом Черниговским, каковым был назначен по просьбе архиепископа Лазаря и гетмана Мазепы (20.03.1639–22.09.1709), которые аттестовали патриарху Адриану святителя Феодосия как человека святой жизни.

На Черниговской архиерейской кафедре Святитель пробыл четыре года и назначил себе преемником архиепископа Иоанна (Максимовича). Скончался 5-го февраля 1696 года. От времени его епископства остались четыре собственноручных письма и несколько дел, не проливающих  никакого света на жизнь Святителя. 

Так, в почти полной неизвестности жил и епископствовал святитель Феодосий. И, по смерти, был похоронен под правым клиросом Черниговского Кафедрального собора, под сводом узкого, тесного склепа, куда можно поставить только один гроб.

Итак, святитель Феодосий умер.

Мирские люди поют в своих мирских песнях:

О жизни покончен вопрос, / больше не надо ни песен, ни слёз, - высказывая мысль, что жил человек, умер, и всё кончено. Ну, будут помнить некоторые из близких, а потом и самая память о человеке когда-то жившем, совершено изгладится.

Но не так это делается, как думают и поют в своих песнях мирские люди. Бог наш несть Бог мертвых, но живых (Мф 22, 32). Крестным подвигом и воскресением Христа раздавлена и уничтожена смерть. Она не есть уничтожение, а блаженное успение, продолжительный сон до всеобщего Воскресения. Но до этого времени в сердце земли спит, покоится только тело человека, а дух его как был живым, таким и остаётся. По смерти он не кончает, а, наоборот, начинает полную жизнь. Недаром, древние христиане писали на могильных плитах: «Родился в жизнь вечную тогда-то», отмечая таким способом время события, какое мы называем смертью. Правда, эта жизнь души человека, в земном смысле умершего, не может и не подлежит наблюдению у оставшихся живых и, в этом смысле, как бы закрывается от нас могильной плитою. Но жизнь святых, Господом прославленных, не подлежит этому закрытию и ярко проявляется в тех или иных формах земных событий, коими являются иногда нетление тела святого и всегда те акты чудотворений, кои подлежат и наблюдению, и исследованию.

Чрезвычайно ярко это сказалось и в жизни святителя Феодосия. Говорю – в жизни потому, что жизнь христианина не прерывается, а лишь видоизменяется смертию. Христос, указывая, что дела молитвы и милостыни христианин должен творить втайне, добавил, что Отец Небесный, видящий тайное, воздаст ему явно (см. Мф 6, 4). И согласно с этими словами по смерти святителя Феодосия начинается дивный переломом. Как будто какие-то оковы, какое-то заграждение рушилось с момента смерти, и началась новая, более славная, более яркая жизнь. В каждом проявлении этой посмертной жизни чувствуется громадная правда слов Спасителя – Воздаст тебе явно.

Ярко засиял светильник святителя Феодосия, гораздо ярче, чем при жизни его на земле. Когда всматриваешься в этот период жизни святителя Феодосия, то невольно готов воскликнуть с Псалмопевцем – Дивен Бог во святых Своих!  (Пс 67, 36).

Но перейдём к рассмотрению этой жизни. Она обнимает период от года смерти Святителя до года открытия его святых нетленных мощей 1696 – 1896, то есть ровно двести лет. (Авторская сноска к слову «нетленных»: Документально установлено, что тело Святителя сохранилось целиком, тление коснулось лишь пятки левой ноги, и волосы головы и бороды найдены отдельными от тела). 

Мы уже знаем, что святитель Феодосий перед смертью назначил себе преемником архиепископа Иоанна. Одно событие из жизни этого архиепископа говорит за  то, что святитель Феодосий не только назначил его своим преемником, но и поддерживал его в трудах своими святыми молитвами. Известно, что в одно время архиепископ Иоанн сильно заболел горячкой. В самый разгар болезни архиепископ Иоанн призывает к себе духовенство собора и просит, чтобы ему на дому отслужили вечерню и прочитали правило пред святым Причащением. «Завтра буду служить» – сказал Владыка. Окружающие его думали, что он бредит, так ни с чем не сообразным показались слова тяжко больного о том, что он завтра будет служить, но всё же исполнили его просьбу. На другой день архиепископ Иоанн, совершенно здоровый, является в собор и совершает Литургию. Поражённые этим явлением священнослужители собора спросили его, как это могло случиться? Он ответил, что накануне во сне ему явился святитель Феодосий и сказал: «Завтра служи, и будешь здоров!»

Вот, братие, трогательная забота Святителя о своей пастве. Заболел предстоятель ея, и Святитель, исцелив его, возвращает здоровым пастве. Архиепископ Иоанн, испытав на себе чудесную помощь святителя Феодосия, не мог остаться неблагодарным – он не только отслужил панихиду на могиле Святителя, но и в своде его могилы проделал вход, расширив самый склеп и соединив его с храмом. Так Святитель по смерти снова встал на свою архиерейскую кафедру и начал свои молитвенные заботы о пастве, которая была вверена ему на земле.

В семье ключаря того же собора, протоиерея Димитрия Стефановича, случилось несчастье. Сильно заболела взрослая дочь и буквально пластом лежала на одре болезни. Были безрезультатно испробованы все медицинские средства. В это время во сне святитель Феодосий является протоиерею Димитрию Стефановичу и говорит: «Приведи ко мне всё твоё семейство». Вся семья является ко гробу Святителя, протоиерей сам служит панихиду, а больная лежит у гроба. Во время панихиды она сначала садится, потом встаёт, и из собора всё семейство отправляется домой на лошадях, имея в своей среде совершенно здоровую дочь. Могло ли это укрыться? – И не укрылось.

Тотчас после смерти святителя Феодосия панихиды у его гроба совершались редко, со временем стали совершаться чаще и чаще, и, наконец, перешли в непрерывные. Как никогда при его жизни, черниговцы потянулись к Святителю, только толпа народа, всё возрастая, двигалась к его гробу. Святитель при жизни не был в таком сильном и постоянном  молитвенном общении со своей паствой, в какое вступил после смерти. Исцеления больных, успокоение страдающих, укрепление в вере слабых широкой рекой разливались от гроба Святителя.

Его благодатное влияние проникало за ограду Церкви Православной. Так, по молитве к нему был исцелён старообрядец Горбунов, на которого так повлияло исцеление, что он присоединился к Православной Церкви. Видите, даже миссионерские труды подъемлет на свои рамена святитель Феодосий. Так постепенно росла и ширилась его слава после смерти, во исполнение слов Спасителя – Отец, видяй тайное, воздаст тебе явно (Мф 6, 4). Наконец, эта слава и известность достигли такой степени, что их заметила высшая церковная власть. Из членов Святейшего Синода была послана комиссия по документальному обследованию чудотворений Святителя, результатом которой было постановление Святейшего Синода об открытии его мощей и прославлении 9 сентября 1896 года.

Я не буду описывать великого торжества открытия святых мощей и прославления святителя Феодосия. Это было в наши дни. Едва 28 лет прошло с того времени. Некоторые слушающие сейчас моё поучение были очевидцами этого великого торжества. Громадные тысячи православного народа были в Чернигове и участвовали в редком молитвенном торжестве. Я лишь укажу, что с этого момента начинается новый и более славный период в жизни святителя Феодосия. Он уже не архиепископ Черниговский, а святитель Всероссийский. Со скромной кафедры Черниговской он вступил на великую кафедру Всероссийскую. Теперь нет храма на Руси, где бы не было его святой иконы. Брошюры о его жизни и чудесах, службы, акафист сделали его известным на всю Православно-Русскую Церковь. Ему молятся и с ним молятся все православные русские люди. Он теперь вместе с великими русскими первосвятителями – Михаилом, Петром, Алексием, Ионой, Филиппом и Ермогеном стоит на всероссийской церковной кафедре и молится Богу о многострадальной Русской земле.

Так от неизвестности, восходя от силы в силу, это светило Церкви Русской взошло  наконец, в самый зенит, и оттуда обогревает Церковь Русскую благодатными лучами своей молитвы. Как не воскликнуть, братие, вместе с Псалмопевцем – Дивен Бог во святых Своих!

Владыко святый, святителю Феодосие! Ты предстоишь Престолу Господа Сил и, пребывая духом с нами, слышишь наши молитвы. Преклони колена пред Господом и умоли Его, чтобы проповедь жизни твоей, изложенная недостойнейшим из пастырей стада Христова, не была бесплодной для нас, а привела бы к укреплению в вере и к жизни по Святому Закону Господню, то есть по пути, которым ты шёл и идёшь доселе.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх