Поучение при последовании Страстей Христовых 1928г.
Господи, да не безплоден будет во мне Крест Твой Святый
(Молитва в молебном пении Страстей Христовых)
При богослужениях, центром которых является Животворящий Крест нашего Великого Учителя и Господа, а содержанием - воспоминания Его спасительных страданий, как уместна, как нужна нам молитва, чтобы не бесплоден был в нас Крест нашего Господа, чтобы не мимо нас протекла вода жизни, которую источил из Своих Пречистых ребр Божественный Крестоносец, чтобы мы получили полноту благодати и истины, даруемых нам нашим Спасителем.
Чтобы эта молитва была услышана, нужны и наши личные усилия в деле усвоения заслуг Христовых, нужно и нам самим что-то сделать для этого. Что же именно?
Для того, чтобы во всей глубине и подробностях уяснить для себя, что должен произвести в нас Крест нашего Господа, мысленно пойдём мы с вами, братия, на Голгофу к самому подножию Креста, и будем внимать и проповеди Креста, и тому, какое влияние производит, что делается с сердцами людскими под влиянием этой проповеди ...
Пред нами небольшой холм - страшное место казни преступников - весь усеянный народом. Шум, говор, отдельные восклицания с преобладанием явной враждебности и злобы ко Господу. Какая неблагодарная аудитория!!!
- Но вот и Проповедник. Высоко поднимают Его Крест... народ смотрит на Божественную Любовь, распятую теми, кого Она до конца возлюбила....
И проповедь началась. Начались и следствия проповеди. Раздавшись из уст Того, Кто пришёл на падение и на возстание многих во Израиле и в знамение пререкаемое (Лк 2, 34). Эта проповедь разделила людей на две половины. Одни выносят для себя из этой проповеди гибель и вечное осуждение, другие вводятся в рай Мы не будем останавливаться на первых. Отодвинем за сферу своего внимания мрачную тень удавившегося Иуды, забудем о разбойнике ошуюю, пройдём мимо Ирода, Пилата, обоих первосвященников - не гибель нужна нам, а спасение. У снискавших себе гибель нам нечего учиться, полезны они могут быть для нас разве тем только, что предостерегут нас от того, что увлекло их в бездну вечной гибели. Для нас необходимо остановить своё внимание на тех, чьё сердце настежь распахнуло свои духовные двери спасительному влиянию крестной проповеди.
Голгофская проповедь бросила искру своего пламени, во первых, в сердце сотника, родив в нём веру в Крестоносца, и веру великую, исповедание которой прогремело на весь мир. Римский офицер, не подготовленный ветхозаветными писаниями и пророками, с презрением истого римлянина относящийся к иудеям и всему иудейскому, который был здесь по должности, а не по охоте, исполняя суровую и неприятную обязанность распорядителя казни, - оказался до конца поражённым крестною проповедью. Наблюдая за всем, что происходило, сотник сердцем почувствовал, что страдает на Кресте Бог, и воскликнул: Воистину Божий Сын бе Сей (Мк 15, 9). Что вера сотника - вера великая - видно из того, что в то время даже ученики Христа пошатнулись в вере и оставили своего Учителя. Христа окружила глумящаяся, злобная толпа... Вера сотника, значит, была верой крепкой, победоносно плывущей против общего бурного течения...
У нас на Руси крепко стоит христианство, есть христиане высокой веры и жизни, действуют ещё христианские храмы, в них совершаются богослужения и не умолкает проповедь. Но, несмотря на всё это, что, братие, делает в наши дни напряжённая проповедь неверия?
Целыми массами народ отходит от Христа, увлекается примерами безрелигиозной жизни и, теряя веру, теряст своё спасение. Отчего это? Оттого, что в сердце многих не было той духовной силы, которая могла бы противостоять соблазнам плоти, моды, современности. Не было силы плыть против течения, победно рассекая духовною грудью свирепые волны безбожного мира.
Если так, то какую гранитную веру родила в душе (в груди- зачёркнуто) сотника проповедь крестная! Если бы часть такой веры была (в груди всех - зачёркнуто) у современных христиан, то неверие не могло бы (даже - зачёркнуто) торжествовать (свою - зачёркнуто) даже ту (эти два слова вписаны на полях) призрачную победу, какую оно торжествует сейчас. Даже этого слабого удовлетворения неверие не получило бы.
Во-вторых, Голгофская проповедь пленила окончательно душу благоразумного, как его называет Церковь, разбойника. Разбойник по ремеслу, топивший душу свою в крови своих ближних, вполне, по собственному сознанию, заслуживший позорную казнь на кресте, - создание павшее, и очень глубоко, - вдруг воскресает в изумительном блеске богоподобных качеств души человеческой. На Голгофе были только издевательства, глумления и поношения, направленные на Божественного Страдальца. - И вдруг среди этой атмосферы злобы и ненависти рождается молитва. Нашёлся человек, который вздумал молиться: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Могла ли появиться эта молитва, если бы ей не предшествовало возникновение глубочайшей веры в Распятого? Очевидно, нет. Значит, проповедь крестная в сердце разбойника сначала зажгла веру, потом родила молитву, и молитву дивную, молитву, которую повторяли и повторяют миллионы христиан, молитву чудодейственную, отверзшую рай для разбойника, ибо вслед за ней было сказано: Ныне же со Мной будешь в раю.
Но не только вера и молитва возникли под влиянием проповеди крестной в душе разбойника, там же возникла потребность проповедовать эту веру. Вспомните, как трогательно благоразумный разбойник старался вселить свою веру в Распятого Господа в сердце своего собрата - другого разбойника. Так совершилось на краю могилы дивное духовное воскрешение души, едва не погибшей. Дивны дела Твоя, Господи! Дивно велик Крест Твой, воскрешающий души погибших!
Оглянемся снова на нашу современную жизнь. Мы говорили раньше, что неверие многих увлекло в свои сети, много среди современных нам русских православных христиан принципиально(?) считающихся неверующими. Но много и верующих. Их так ещё много, что в сравнении с неверующими - это громадное, необъятное море рядом с незначительной лужицей. Благодарение Господу - неверие в России не прививается, и, вероятно, никогда не привьётся. Верующих всегда будет громадное большинство. Думаю так потому, что за одиннадцать лет неверие израсходовало весь свой порох; теперь живёт, да едва ли и живёт, прежними успехами, а вера растёт и качественно, и количественно, и этот её рост есть её могущественное оружие, каким она в конце концов победит неверие...
Но христиане, современные нам, в громадном большинстве своём, по своей жизни, делам, поведению едва ли могут называться христианами. С болью сердца приходится признать, что многие уподобились гробам повапленным, внутри полным костей и всякой нечистоты (см. Мф 23, 27). По жизни нередко не узнаешь христианина. Порой можно встретить в жизни такое зрелище, что звание христианское стоит в полном разрыве с жизнью. Считают себя христианами, а живут вовсе не по-христиански. Своею порочной языческой жизнью хулят Имя Того, в Кого крестились и от Кого заимствовали своё название. Господи, да нe бесплоден будет в нac Крест Твой Святый! Извлекший разбойника из полной погибели и поставивший прямо к вратам рая, Крест Господень неужели бессилен будет сделать то же с нами? Нет, не оскудела и никогда не оскудеет сила Креста Христова; Великий Крестоносец ждет момента нашего к Нему порыва, нашего к Нему обращения. Не сила Креста Христова иссякла, а наше сердце покрылось льдом невосприимчивости, неспособности принять в себя эту силу.
Братие, упадём все на колени. В слезах покаянных изольём пред Крестом Христовым гнусность нашей души, забывшей своего Спасителя, вместе с разбойником будем молиться: Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, - и дивное воскресение погибающих душ наших совершится.
Если мы, дорогие братия, выслушав ныне проповедь Крестную, извлечём из неё смелость в исповедании своей веры - Сотника, чудодейственную молитву - Разбойника, приобретём спасительное настроение их обоих, тогда и в нас с вами не бесплоден будет Крест нашего Господа.
Аминь.