Поучение при благословении новобрачных в Сан-Франциско, 1902г.

Поучение при благословении новобрачных в Сан-Франциско, 1902г.

Приветствуя вас, возлюбленные о Христе, с законным браком, хочу вместе с тем сказать вам и несколько слов в назидание. Святая Церковь в чине венчания заповедует предлагать новобрачным поучительное слово, сказуя им, что есть супружеская тайна и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут. О браке и семейной жизни говорится немало и особенно в последние годы, но слышатся о сем не всегда здравые словеса. Надлежит посему твердо знать и содержать, а тебе, возлюбленный женише, как служителю Православной Церкви, и других поучать, что есть супружеская тайна и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати.

Не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему (Быт.2:18), изрек Сам Бог, когда прародитель наш Адам был еще в раю. Без помощника неполно было для Адама и самое блаженство рая. Одаренный способностью мыслить, говорить и любить, первый человек своею мыслью ищет другого существа мыслящего; его речь печально звучит в воздухе, и только мертвое эхо служит ему ответом; его сердце, полное любви, ищет другого сердца, близкого и равного ему; все его существо жаждет другого существа, подобного ему, но такого существа нет: твари мира видимого, его окружающие, ниже его и не могут быть помощниками по нему; а существа мира невидимого, духовного, выше его. Тогда Всеблагий Бог, заботящийся о блаженстве человека, удовлетворяет его потребности и творит ему помощника по нему – жену.

Но если был нужен помощник для мужа в раю, стране блаженства, то гораздо нужнее сделался он после грехопадения, в юдоли плача и печали. Ветхозаветный мудрец изрек справедливо: Двоим лучше, нежели одному, ибо если упадет один, то другой поднимает товарища своего; но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его (Еккл.4:9–10). Лишь немногие способны переносить тугу духовного одиночества, – достигается это трудом не малым, и далеко не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19:11), а для прочих – не добро быти человеку единому, без помощника.

Таким помощником для мужа и является жена. Как живущая по преимуществу сердцем, женщина, со свойственными ее сердцу чертами: нежною любовью, покорной преданностью, кротостью, долготерпением, сострадательностью – является лучшим товарищем, другом, утешителем и помощником для мужчины. В дарах женской природы муж находит восполнение своих сил – ума, твердости характера, и от доброй жены он получает поддержку и ободрение: нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которыми бы не примирила мужа любящая его жена. Посему ветхозаветный мудрец и говорит, что приобретающий жену приобретает помощницу и опору спокойствия: благодать на благодать – жена стыдливая, и нет цены ей! Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполняет миром; любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие утучнит кости его; с нею у богатого и бедного сердце довольное, и лицо во всякое время веселое (Сир. 26:1–4,16–18; 36:26–29). Наслаждайся же, сын мой, жизнью с женою, которую любишь и которую дал тебе Бог, это – доля твоя в жизни и в трудах твоих (Еккл.9:9).

И доля эта – супружеское сожитие – угодна и в очах Божиих. Ныне в вечерних песнопениях святая Церковь восхваляла светлейшее и равноангельское житие преподобного Макария Египетского. Он был красен добротами, в особенности воздержанием и молитвою. Однако этот великий подвижник однажды услышал глас: «Макарий! Ты еще не сравнялся в совершенстве с двумя женщинами, которые живут неподалеку от тебя». Услышав это, святой старец отыскал тех жен и спросил, как они живут и чем угождают Богу. Женщины отвечали ему со смирением: «Мы грешны и живем в суетах мирских; нет в нас добрых дел, и одним лишь не прогневляем Бога, что вот уже пятнадцать лет вышли замуж за двух братьев и живем так мирно, что и слова неприятного не сказали друг другу».

Так, значит, совершенно и угодно Богу брачное сожитие, но угодно – когда в основу его положены не какие-нибудь корыстные расчеты и низменные побуждения, а взаимная любовь и преданность супругов, соединенные с самоотвержением, постоянством, кротостию и долготерпением, когда муж любит свою жену и заботится о ней, а жена почитает своего мужа и повинуется ему, как главе, чего требует от супругов святая Церковь (см. Еф.5:22–29).

Затем, брак, чтобы быть угодным в очах Божиих, должен еще заключаться о Господе (см. 1Кор.7:39), на него должно быть призвано благословение Церкви, чрез что он становится таинством, в котором брачующимся подается Божественная благодать, освящающая и возвышающая их союз, во образ союза Христа с Церковью (см. Еф.5:23–32), и содействующая им в исполнении ими взаимных обязанностей. Иногда, как например, у некоторых в стране сей, церковное венчание почитается лишним. Но если мы без помощи Божией не можем творить полного и истинного добра (см. Ин.15:5), если все довольство наше от Бога (2Кор.3:5), если Бог производит в нас добрые хотения и действия (см. Флп.2:13), то неужели не нужна благодать Божия супругам, чтобы свято выполнить высокие обязанности? Нет, истинный православный христианин не может удовольствоваться одним гражданским браком без церковного венчания. Такой брак останется без высшего христианского освящения, так как только к браку, благословенному Церковью, этой сокровищницей благодати, привлекается благодать Божия. Гражданский же брак в основу и охрану брачной жизни кладет не зиждительные религиозно-нравственные начала, не духовно благодатную силу Божию, а одни юридические обязательства, недостаточные для нравственного совершенствования.

Ваш брачный союз, возлюбленные, благословен ныне святой Церковью, и чрез иерея Божия преподана вам Божественная благодать. А ты, жена, к тому же берешь себе мужа не только из храма, но и от храма, из ряда служителей Божиих. Уповаем посему, а вместе с тем и молим Господа, во Святей Троице славимаго, да подаст Он вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, любовь совершенну, и да исполнит вас всех сущих на земли благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, иконой Которой вас благословляю, и всех святых. Аминь (молитва в чине венчания перед отпустом).



Наверх