Поучение пред началом учебных занятий в епархиальном женском училище
Господь опять собрал вас здесь в доме нашего трудолюбия для продолжения начатого вами образования и воспитания; а некоторые только что вступают на путь добрых подвигов нравственного и умственного совершенствования. Желалось бы мне с Божией помощью уяснить вам, боголюбивые чада, в начале наших педагогических занятий те благочестивые цели, к которым стремится святая церковь так щедро и, можно сказать, благолепно обставляя ваше положение здесь – в школе, те вожделенные желания, к исполнению которых стремятся ваши родители. Тогда вы сами увидите, поймете, как следует вам жить в этом рассаднике христианского просвещения, чтобы при выходе из него быть полезными святой церкви, самим себе и обществу.
Перенесемся мыслею в давно прошедшее, когда не было и помину о каких бы то нибыло училищах для женского пола, когда и самая грамота предназначалась только лишь для мужчин, а удел женщины составляло исключительно домашнее хозяйство. Тогда были темные времена, в семье священника идеал жизненный мало простирался далее насущного хлеба, здесь было тоже, что и в среде простолюдина, те же смутные понятия о Боге, мире и человеке. Та же иногда грубость в нравах, что и в крестьянской среде. Образованный служитель Божия алтаря по многоразличию своих священнослужебных трудов для святой церкви и православного народа не мог в достаточной мере – как своей спутнице жизни, а равно и детям, особенно женского пола, преподать те христианские истины, которые необходимо знать каждому православному христианину. При этом же, чтобы слово назидания было действенно и приносило должный плод, для этого требуется и подготовительная почва, а ее то и не было, – я говорю о жене священника, которая была малоразвитая умственно и, можно сказать, нравственно, почему и не могла воспринимать добрых уроков своего мужа в деле веры и христианской нравственности. Исторически опознано, что лучшее средство соделать человека истинно разумным существом – христианином по духу и жизни – это есть, кроме святой церкви, школа, где преобладающими предметами в деле обучения и руководственными правилами благоповедения являются предметы о Боге и уроки христианского благочестия.
И вот святая церковь через своих архипастырей и пастырей усиленно стала стремиться образовать такие духовно-просветительные училища для детей священнослужителей женского пола, чтобы из них выпускать в православную среду истинных чад христовой церкви с правильными воззрениями на Бога, мир, и человека. Вот к чему должны и вы, юные девицы, стремиться, то есть воспитать себя здесь в духе святой православной веры и благочестия христианского во славу святой церкви, на благо семьи священнослужителя и того общества, среди которого благословит Господь проводить вам дни своей жизни по выходе из школы.
Дальнейшая цель духовно просветительной нашей школы – это дать священнослужителю при посредстве образования и воспитания жену добру, разумну, которая бы своими познаниями и развитием была соответственна ему не только внешним сожитием, но и умом и сердцем делила бы тяготу его жизни, ясною мыслею и живым чувством облегчала бы его душевные томления, разделяла с ним радость и горе, не давала бы чувствовать ему своего одиночества и в собственном доме, и в среде, его окружающей. Пред нами юноша только что сошедший со школьной скамьи с достаточным научным образованием. Судьба поселила его в деревенской глуши среди невежественного народа; обязательные духовные отношения и поддерживает она здесь с великим трудом, огорчениями для себя, отношения житейские с тягостью в сердце и с самоуничижением, – а о сношениях образованной мысли и развитого чувства и говорить нечего... Тяжело юному служителю святой церкви в такой темной среде, душно и уныло при такой обстановке жизненного пути, для рассеяния и для развлечения иногда ищет он средств непозволительных. Тут то для него и нужна истинная подруга жизни, жена добра – по слову Премудрого, которая бы своим развитым умом понимала его мысли и стремления, своим благородным сердцем могла угадывать тяготу его трудного жизненного пути, вместе с ним с совершенною готовностью идти по нему, чтобы облегчить этот тернистый пусть для своего друга – спутника жизни. Тогда то служитель Божия алтаря не падет духом, он видит и знает, что около него есть лицо, несущее на себе часть бремени, его подавляющего, – тогда то он с большей ревностью будет браться за те задачи, которые предлагает пред ним жизнь развертывающаяся. Назначение воспитанниц епархиальных училищ – быть добрыми женами православных пастырей, а чтобы быть такими, необходимо и вам здесь – в этом рассаднике благочестивых мыслей и чувств по духу Христову – развить себя до соответствия образованному пастырю, чтобы спутник жизни мог найти в воспитаннице церковной школы, в которой вы теперь пребываете, жену добру – по слову Премудрого. Это великая задача заведения – образовать подружий для служителей алтаря, вполне достойных святого их служения.
Святой Апостол Павел говорит: «Подобает священнослужителю церкви быть непорочну, свой дом добре правящу, чада своя имущу в послушании со всякою чистотою». По естественному порядку домашние и семейные обязанности лежат на женщинах; деятельность мужа общественная, вне дома, его обязанность внешним трудом обеспечить благосостояние, преобресть для нее все необходимое в житейском быту, тогда как заботы жены – благоразумно распределить все добытое мужем. Жена добрая – благовоспитанная бережливостью, трудолюбием и практическим тактом устроит свой дом так, что он будет образцом для других домов, где отсутствует благоразумие хозяйки дома. Такая жена, долг свой добре правящая, истинное счастье для мужа, она не обременит его своими прихотливыми требованиями, даст возможность ему свободно посвящать себя и свое время на труды, вызываемые пасторским долгом, спокойно возвращается он с чреды своего священнослужения, ибо знает, что все в его доме в порядке, и все приготовлено, как следует. Добрые воспитанницы! Быт наших священнослужителей вам достаточно известен, вы сами вышли, из среды духовной и туда же по выходе из школы пойдете. Быт этот в большинстве случаев убогий, носящий на себе отпечаток тяжелого труда. Поэтому, живя здесь, не вырабатывайте в себе задатков роскоши, не воображайте фантастически – прелестных картин жизни в будущем, где постоянными спутниками нашей жизни должны были бы быть: наряды, богатство, роскошь, удовольствия. Нет. Житейские путники семьи священнослужителя – тяжелый труд, занятия обыденные, заботы о хозяйстве, а иногда горькая нужда. К этому то и приготовляйте себя, по гласу церкви, по требованию школы, к жизни тихой, мирной, трудолюбивой, к довольству прибытком малым, к домашнему хозяйству, насколько это возможно в стенах заведения, чтобы войти в жизнь смелою поступью, с умением владеть необходимым домашним хозяйством, чтобы не быть в тягость ни себе, ни другим.
Жена, благовоспитанная по началам святой церкви, в ее собственной школе может быть и лучшею матерью в отношении воспитания детей. Она с млеком своим передаст другим христианское настроение, еще в младенчестве научит их знать Бога и церковь, передаст приемы в обращении скромные, вежливые, привычки добрые, благочестивые; она сообщит детям девицам нужные познания и домашним воспитанием достаточно может заменить школьное. Естественно ожидать и родителям вашим, что вы, как воспитанницы духовной школы – внесете в жизнь воспитание христианское, благочестивое, научно-правильное.
Но назначение ваше не ограничивается только домашним очагом. Ваше благотворное влияние должно простираться и на среду, в которой Господь благословит вас пребывать при выходе из школы. Здесь вы своею строгою нравственною жизнью, частым обращением в качестве учительницы или же воспитательницы – с тем или другим членом общества обязаны – в знак признательности к щедротам святой церкви утверждать в сердцах слово Христовой веры и содействовать распространению духа благочестия; здесь можете взять на себя часть забот о бедных и больных, являться с посильною помощью туда, где требуется эта помощь, приносить мир и согласие в те семейства, в которых начинается раздор и развивается вражда и тут-то ваше доброе и мягкое сердце, руководимое любовью, может оказать самое благотворное влияние, особенно на женскую половину, которая к вам – как к женщинам – всегда взаимно доверчивее, нежели к мужчинам.
Вот те великие задачи, к которым стремится святая церковь, предлагая вам здесь – в своей школе – христианское воспитание и образование, те вожделенные желания, исполнения которых стараются видеть ваши отцы и матери. Теперь для вас понятно, почему так много полагается ради вас заботы со стороны святой церкви, вашего архипастыря, ваших родителей в деле вашего воспитания и образования, дабы вы содействовали вашими занятиями, честным поведением, трудом, благочестием к распространению Христовой веры.
Итак, дети, кроткою – скромною поступью изыдем мы из храма сего в место нашего трудолюбия. Но чтобы ваше шествие здесь – в храмине просвещения было по пути Господню, внемлите учению, какое преподается вам – особенно на уроках Закона Божия; да будет отверсто сердце ваше к тем христианским наставлениям, какие исходить будут от лиц, вас воспитывающих, – и тогда почиет над вами благословление Господне, будете утешением для церкви, отечества и родителей, а для нас и рассадника вашего просвещения славою и украшением. А вы, которым вверено попечение о сих девицах, употребите со своей стороны все усилия – оправдать сделанное вам доверие, что вы дадите им настроение, соответственное их званию и назначению. «Блюдите, да не презрите единой от малых сих» (Мф.18:10).
Любимов Неофит, свящ.,Уфимские епархиальные ведомости. 1893.