Проповеди на праздники:


Поучение под праздник Успения Божией Матери. 1925г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая! (Успенский акафист).

В течение двух недель поста Святая Церковь заботливо подготовляла нас к достойному проведению нынешнего светлого торжества. Ежедневно своды этого храма оглашались торжественным молебным пением в честь Успения Пречистой Матери Бога. Эти хвалебные пения и сейчас звучат в наших сердцах. И, думаю, так же как у меня, у вас при воспоминании этих молебных пений более всего иного, как бы господствуя над всем, звучит радостное приветствие Святой Деве, заканчивающее каждый икос Успенского акафиста: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!»

И не только потому именно это приветствие больше всего запомнилось, что оно чаще всего другого повторялось, а и потому, думаю, что в этом приветствии так много сказано и про саму Матерь Божию, и про нас, живущих на земле.

О чем говорит это приветствие?

Прежде всего о том, что Пресвятая Дева в Успении Своем была чем-то обрадована, получила какую-то большую радость. Обрадовать можно только существо, которое перед этим было лишено радости. Не так будет рад миллионер, если к его богатству прибавится столько же, как обрадован будет бедняк, если его введут после его убогой хижины в светлые палаты и осыплют после нужды в куске хлеба всеми благами земли. Никто не будет так рад свободе, как узник, долгие годы томившийся в сырых подземельях и темнице. Не так дорог луч солнца в хорошую погоду, как способен он обрадовать, когда выглянет из-за туч после целого ряда пасмурных дней.

Так сильно  обрадовать  можно  только  человека,  в жизни которого не было радости. Глубокий мрак чёрных жизненных туч облегал земную жизнь лучшей из женщин мира. Если бы кто хотел найти в истории страницу, повествующую о тягчайших страданиях, когда-либо выпавших на долю женщины, то жизнь Матери Божией оказалась бы этой страницей. Слова Симеона Богоприимца Тебе же самой душу пройдет оружие (Лук 2, 35) не были преувеличением, а скорее слабой характеристикой того, что было на самом деле.

Я не буду рассматривать всю страдальческую жизнь Богоматери, не раз вы слышали повествование об этом из моих недостойных уст. Я лишь обращу ваше внимание на последние годы жизни на Земле Приснодевы.

Что должна была она перенести, стоя у Креста своего возлюбленного Сына, если на посторонних странное впечатление производил вид крестных мук Спасителя, так что они, биющи перси своя, возвращахуся (см. Лк 23, 48), то что делалось в груди Матери Иисуса, когда она знала, что страдает Невинный, страдает плотью Бог. В полужутком соединении страдало материнское сердце, а рядом сердце человека,  христианина. Если предсмертный вопль Господа заставил затрястись Землю и распасться камням, если солнце в ужасе скрыло лучи свои, завеса храмовая разодралась от верхнего края до нижнего, то что должно было твориться в сердце Матери и Рабы Господней. Нет, вернее, что слова (Лк 1, 38) святого Симеона слабее того, что вынесла мать краспейшего паче сынов человеческих. А потом погребение Сына, духовное сиротство и ужасные, рвущие сердце, воспоминания. Каково было жить с этими кровавыми крестными воспоминаниями, каково было ходить по Земле, обагрённой невинной кровью любимого Сына и Бога, каково было жить в городе, который потребовал и распял лучшего из людей? А Пилат, Анна и Каиафа, призрак удалившегося предателя, вид Голгофы. Это была невыносимая, мрачная, неустанно терзающая сердце пытка. Мрак чёрных туч сплошной массой висел над жизнью Богоматери.

И вдруг из этих мрачных туч выглянуло и осветило всё солнце незаходимого счастья. Преблагословенной  является Архангел Гавриил и говорит ей, что Земля, на которой она так много выстрадала, теперь уже не будет местом её жизни, что ей предопределено успение, которое будет дверью в оный град всесветящий, прекрасный, Иерусалим вышний. Ей предстоит гроб, который будет лествицей к Небеси, где престол её Сына, не униженного и опозоренного, как на Земле, а превознесённого паче всякого имени. Где нет и тени страданий, а вечный, незаходимый свет невообразимого на Земле блаженства.

Какая радость для души исстрадавшейся!  Наступает этот дивный, благословенный день бессмертнаго, как говорит Церковь, Успения. Чистая душа Благословенной между женами (см. Лк 1, 42) отлетает от тела и приемлется на руки Сына, Который сретает её, окружённый воинством сил небесных, и возносит в обители Небесного Отца. Погребение тела совершается всеми архиереями Вселенной, святыми Апостолами, которые на облаках со всех концов Вселенной прибывают силой Божией к смертному одру Богоматери. На третий день тело Богоматери воскресает, чтобы, по соединении с душой, жить вечно.

Вот что случилось в День Успения, который мы сегодня светло празднуем. Это был день великой радости для Пречистой Девы Марии. Она явилась в этот день поистине обрадованной так полно, что более сильной, более совершенной радости не может быть. Это именно и выражается в первой половине Архангельского приветствия: «Радуйся, Обрадованная».

Но обратим внимание и на вторую половину этого приветствия: «Во Успении Твоем нас не оставляющая». И мы увидим, что Успением обрадована не одна Богоматерь, но обрадованы и мы. Не только Ей дана была в этот день радость, но дана была радость и нам. Про всех нас нельзя, конечно, сказать, что наша жизнь такая же страдальческая, как жизнь Богоматери. Но можно и должно сказать, что она по своим страданиям имеет много общего с жизнью Богоматери. Мы, как и Она, странники и пришельцы на Земле. Хотя не такой по тяжести, как крест Богоматери, но всё же тяжёлый крест лежит и на наших плечах. Нам ведь, последователям Христа, сказано: В мире скарбни будете (Ин 16, 33) и многими скарбьми подобает вам внити в Царствие Небесное (см. Деян 14, 22).

Порою тяжёл бывает жизненный крест христианина. Нередко он буквально изнемогает под его тяжестью. И вот в Успении род христианский явился обрадованным. Взятая со страдальческой Земли и вознесённая на Небо Небес, Она явилась как бы представительницей и предстательницей за род христианский. Как неугасимая лампада непрестанно теплится её молитва о страдальцах с Земли пред Престолом Всевышнего. Она непрестанно молится Вседержителю, чтобы Он помог нам нести жизненные кресты наши и облегчил наши напасти, беды и муки. И всякий из христиан, внимательно всматривающийся в окружающую жизнь, знает, что Пресвятая Владычица, в молитвах Неусыпающая, является усердной Ходатаицей и скорой Помощницей роду христианскому. Над сиротами и беззащитными Она простирает свой всемощный покров. Для того, кого грызёт печаль, Она - Утоление Печали, для скорбящих - Радость, для погибших - Взыскание, для больных - Целительница, для грешных - Споручница спасения. И вообще, Она всегда готова даровать верным Нечаянную Радость, каждому по его потребе.

Это в жизни сей. Но вот наступает час смертного успения христианина. И здесь Она молитвами своими уготовляет ему христианскую кончину, блаженное успение. Недаром «Канон на исход души» посвящён Богоматери. И душа христианина молитвами Богородицы приемлется Ангелами и возносится в горнее по тому светлому пути, по которому совершилось восхождение Пресвятой.

О, как не радоваться нам за себя, когда знаем мы,  что по Успении своём и нас не оставляет Пречистая Матерь Господа. Так и в нынешний день две радости встретились и облобызались (см. Пс 84, 11). Радость Богообрадованной Матери Господа и радость нас, не оставленных Ею во Успении. И получается двойная радость, оттого ещё более совершенная. И эта радость, так сказать, насыщает нынешние молитвенные торжества. Этой радостью повивается как пеленами и самый гроб Пречистой, оказавшийся источником не печали и сетования, а радости и веселия.

Будем же радоваться этой святой радостью. Ею же растворим и молитву нашу. Громко взываем вместе с Церковью: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх