Проповеди на праздники:


Поучение перед плащаницей в Великую Субботу

Вот и закончился погребальный обряд. Мы пели гимны похоронные, мы своим сердцем возносились к небесам и там искали разрешение недоумения разума: каким образом, выражаясь языком церковного песнопения, "Невместимый был ограничен, удержан Гробом и Печатями?" Церковь ныне обращает наш взор к Лику Умершего в состоянии Его гробового покоя и здесь, на самой крайней степени Его уничижения, под этим покровом мертвенности указывает в Его крестных страданиях и смерти, чудную глубину вольного Божественного истощания (Ирмос. 4 песнь). Этот Мертвец, заключенный во Гроб под землею, есть Тот державный Господь, Который Сам некогда покрыл волною морскою гонителя и мучителя отцов Его распинателей и был прославлен от них потом победными песнями. Церковь побуждает нас с трепетным благоговением смотреть на этот Гроб как на неизреченное чудо (Ирмос. 7 песнь). Всесильный Бог, сотворивший бесчисленно многообразные чудеса, во Гробе мертв, бездыханен полагается (Ирмос. 7 песнь) для нашего спасения. Она обращает все наше внимание на то великое событие, потрясающее ужасом небо и основания земли, как "в мертвецех вменяется в вышних Живый, и во Гробе мале странно приемлется" (Ирмос. 8 песнь).

Указав на все это, Церковь нынешнюю субботу называет Великой. Чувству нашей скорби она дает уже спокойное и мирное выражение. Здесь, у этого Гроба, она вызывает в душе вздохи тихого умиления, которые окрыляются священным созерцанием тайн искупления и Воскресения. Сам Христос запрещает в лице Своей Матери рыдания и скуку. Здесь приличны теперь слезы мироносиц — те слезы, из которых вырастает радость.

Перед этой гробницей вырастает значение человеческого достоинства и совершенно уничтожается опасение и боязнь смерти. Ведь все мы имеем в себе Духа Святого — следовательно, все мы вступим во врата вечности. Все мы напоены благодатью Духа Божий, Духа разума и премудрости, и не можем, следовательно, не видеть очами веры, что смерть есть не более, как сон. Тому умирать страшно, у кого исчезли из души чувства веры, надежды и любви. А мы все, по милости Божией, веруем, любим и уповаем. Потому-то для нас эта гробница, эти пелены смертные, эта плащаница есть светлый богооткровенный символ и образ, как говорит апостол Павел, того упования, что когда земная храмина тела нашего разорится, то мы получим там, на небесах, другую храмину — нерукотворенную, вечную (2 Кор. 5; 1).

Итак, Спаситель из Гроба велит нам жить без боязни смерти, успевать в христианских добродетелях, трудиться добрыми делами, достигать совершенства. Умножайте свое внутреннее счастье и не бойтесь ни старости, ни смерти, потому что с нами во всем присутствует воля Господня: зло, как бы оно ни было сильно, слабее добра. Как ни неприятна смерть, но ее влияние ограниченно: за пределом ее, за рубежом могилы у нас есть Небесное Отечество. Там будет деятельность и жизнь по сердцу.

Проповеди на праздники:

Наверх