Проповеди на праздники:


Поучение о силе благодати в деле спасения человека (В день Святаго Духа)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор 12, 9).


Этими словами Господа, сказанными апостолу Павлу, утверждается та непременная истина, что человек, бессильный и немощный, не может сам по себе совершить своего спасения. Но эта слабость, эта немощь может быть укреплена силой, и эта сила есть благодать Божия. Вооружённый благодатью Святаго Духа человек может, не взирая на естественную немощь и слабость, совершить своё спасение, сделать всё, что требует от него закон Христов. Этой благодати, говорит Господь, вполне довольно. Она может совершить своё дело, будучи заключена даже в немощный сосуд.

Итак, человек без благодати Святаго Духа - ничто, в совершенной немощи и слабости. А укреплённый благодатью Святаго Духа есть сила, способная всё сделать, что требуется законом Христовым. Эту истину нам, христианам, желающим жить по заветам Христа, знать совершенно необходимо. Остановимся на ней подробно.

Без благодати Святаго Духа человек бессилен что-либо сделать для спасения своей души. У него бессилен ум, который едва разумевает, яже на земли, яже в руках обретает с трудом (Премудр 9, 16). Где же ему пoдняться к небу, к горнему? Где же ему постигнуть великие истины о существе Божием, о творении мира и человека, о природе, о самом существовании мира Духа? Где ему понять, что душа человека гораздо дороже всего мира, что нужно искать Царства Божия и правды Его (см. Мф 6, 33), а мир и его предметы вменять в прах и пепел. Вот почему люди, потерявшие веру, не поддаются никакому убеждению, и всегда будут отстаивать положение неверия, хотя бы и против очевидности. Если Моисея и пророков не слушают, то если кто из мёртвых воскреснет - не поверят(Лк 16, 31). Это потому, что ум не просвещён светом благодати и бессилен подняться выше земли и земного. Душевный человек не приемлет яже Духа Божия, юродство, безумие бо ему есть, зане духовне востязуется (1 Кор 2, 14).

У человека безблагодатного бессильна воля. Она неудержимо влечётся в бездну порока, не сильна противостоять натискам зла, и бессильна зайти на высоты добродетели. Предлежит бо человеку nрилежнo помышления на лухавыя от юности его (Быт 8, 21). У такого человека мертво и бесплодно сердце. Из него, как из мутного источника, исходят помышления зла и убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф 15, 19). Таков весь безблагодатный человек. Он слаб, немощен, духовно мёртв.

Разительным примером бессилия в деле спасения человека безблагодатного и изумительные силы в том же деле человека, получившего благодать Святаго Духа, представляют святые Апостолы до сошествия на них Духа Святаго и после.

До сошествия Святаго Духа, Апостолы, казалось, должны бы были иметь просвещённый ум, мужественное сердце и твёрдую волю. Ведь они постоянно были со Христом, слушали Его дивные проповеди, наблюдали шаг за шагом Его дивную жизнь, видели знамения и чудеса, которые Он творил. Но, несмотря на это, они имели ум, который мыслил не яже сутъ Божие, а -человеческое (Мф 16, 23). До самого последнего времени, перед самым Вознесением Господа, они не могли отрешиться от мечты, что Христос пришёл устроить земное царство (Деян 1, 6), они не знают, что просят (Мф 22, 21), домогаются в первенстве и в вознаграждении (см. Мк 9, 34), готовы мстить оскорбителям (Лк 9, 54), они крайне невнимательны и забывчивы (Мк 8, 17-18), они немощны до того, что и час не могли пободрствовать со своим Учителем во время Его Гефсиманского подвига (Мф 26, 4). Когда Христа взяли, они оставили Его и разбежались (Мф 26, 34), а один из них трижды с клятвою пред лицом опасности отрёкся от своего Учителя (Мф 26, 71, 72-74). Какая яркая картина немощи, бессилия всех сил - дух человека безблагодатного.

Но, дорогие братие, картина эта совершенно меняется, когда те же самые Апостолы получили благодать Святаго Духа, когда были облечены силою свыше (см. Лк 24, 49). Ум их получил небесную ясность, они орлиным взором проникли в тайны Царства Божия. Поняли до конца, зачем приходил и чему учил их Христос. Они понесли на крыльях проповеди так ясно понятое ими учение Христа во все концы Вселенной, положили его к ногам Распятой Истины. Они доселе питают и просвещают нас своим пониманием Христа, Христова учения, через свои послания, на расстоянии почти двух тысячелетий. Воля их сделалась железной, её не останавливал страх и никакие препятствия. Получив приказание от Учителя идти и проповедовать - они идут и проповедуют, не взирая ни на гонения, ни на саму смерть. Сердце их охвачено любовью ко Христу и людям, влечет их на мученические подвиги любви. Зная, как опасно в то время было служить Христу и людям, они служили беззаветно, с энтузиазмом, с полной преданностью своему делу, не оглядываясь по сторонам и не обращая внимания на опасности. Они в каждый момент готовы были -положить души свои за други своя (Ин 15, 13), и когда настал момент, действительно, положили их. Какая изумительная перемена, какое непонятное, с земной точки зрения, перерождение! И всё это произвела благодать Всесвятаго Духа, влив в немощные сосуды свою всепобеждающую силу.

Какой это убедительный и нужный для нас урок. Как мы часто говорим, что мы слабые и немощные, и не можем выполнить великие задачи, возлагаемые на нас Евангелием. И как часто мы забываем, что есть сила, которая может нашу немощь превратить в великую силу. Как часто мы забываем, что эта сила есть благодать Святаго Духа. Как часто мы забываем, что эту силу легко приобрести, что она даётся даром тому, кто желает её получить и об этом просит, этого ищет, в эту дверь стучит.

Братие, ни на один момент не будем забывать об этой силе, не пропустим такого нужного для нас сокровища. Будем постоянно настойчиво молиться нашему Небесному Отцу, чтобы Он послал в наши сердца всесильную благодать Своего Всесвятаго Духа. Этой благодати и будет с нас довольно, ибо сила Божия в немощи совершается (2 Кор 12, 9).

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх