Поучение о пожертвованиях в пользу приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся
Волхвы, упоминаемые в евангельском повествовании о рождении Христовом, пришли издалека, чтобы поклониться Христу (Мф.2:1–2). Значит, они совершали продолжительный путь. И мы, возлюбленные, подобно им, теперь совершаем сорокадневный путь приготовления к празднику Рождества Христова. Волхвы, обретши Христа, открыли сокровищницы свои и принесли Христу дары (Мф.2:11). Сделаем и мы нечто подобное: откроем и мы сокровищницы сердец наших и также возьмем оттуда дары для Христа. Волхвы принесли Христу три дара: золото, ладан и смирну. И мы принесем Христу также три дара: веру, надежду и любовь. Из всех даров от волхвов драгоценнейшим было золото. А из наших даров всего дороже любовь. Сколько честен этот дар любви, столько же и приятен он Христу. Итак, наипаче озаботимся о приготовлении этого дара. Подарим Христу любовь нашу. Подарим ее не словом или языком, но делом и истиной, возлюбим Христа, как Он возлюбил нас, притом так возлюбил, что всего Себя отдал нам. Ради нас Он сошел с небес, родился от Девы, был младенцем, положен был в яслях. Ради нас пожил на земле, ради нас предал Себя на смерть и пролил кровь Свою. Ради тебя и меня Он предал Тело Свое в снедь верным и Кровь Свою в питие, чтобы вкушающие Тела и Крови Его были живы вовеки (Ин.6:51). Это ли не любовь? Кто решится на это? Какой обладатель сокровищ решится отдать себя на снедение, чтобы спасти кого-нибудь? Не согласится ли он скорее расстаться со всем своим богатством, чем потерять жизнь свою за других? Если Христос так возлюбил нас, то и мы покажем любовь к Нему. Спросите, что мы можем сделать для Христа? Волхвы обрели Его лежащим в яслях и принесли Ему дары. А мы где найдем Христа, чтобы принести Ему дары наши? – Можете и теперь найти Его в яслях. Пойдите в те ясли, где принимаются младенцы, приносимые матерями для хранения и ухода за ними, чтобы самим приобретать дневным трудом себе пропитание. Пойдите и в другое место, где также обретете Христа младенчествующего. Это тот сиропитательный Дом трудолюбия, где воспитываются дети разных возрастов; их много там; они сироты: одни не имеют отца и матери, другие брошены своими родителями. Они малы и не пойдут к вам просить, как приходят взрослые и умаливаньем заставляют вас сжалиться над ними. Но вы сами сходите к ним, к этим сиротам, и принесите для них нужное. Что сделано будет для этих младенцев, для этих сирот, то будет сделано для Христа. Это не наши слова, а Христовы: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня (Мк.9:37). Значит, приютишь, накормишь, согреешь одного такого сироту – Самому Христу это сделаешь. После детских приютов посетите больницы, сходите в богадельни. Там увидите больных, быть может в течение многих лет прикованных к одру болезни; увидите дряхлую старость, бесприютное сиротство разных возрастов. Полюбите их, принесите им нужное. Верьте, что руками их примет ваше приношение Сам Христос и скажет вам в день Свой: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36). Все это – бедность, дряхлость и сиротство – такая нужда, которую легко найти. Но есть нужда печальнее этой. Эта нужда рассеяна по окраинам и захолустьям города. Она ютится в темных подвалах, чердаках, в сырых углах дешевых квартир, куда не всегда проникает взор христианского человеколюбия и никогда не видит глаз людей непрестанного недосуга. Эта нужда питается впроголодь, ест не тогда, когда захочет, а когда придется. Они нередко сидят дни и недели без обедов и ужинов, питаясь одним хлебом с водой. Если захотите узнать, из кого состоит эта нужда, то вот примерный список ее. Это – отец многочисленной семьи: никто из этой семьи не способен снискивать пропитание для себя и других; отец давно ищет места для посильного служения – и не находит. Эта семья не обедает, но питается хлебом и согретой водой. Это первый разряд нужды. А вот и второй: мать семьи, состоящей из многих детей, требующих и хлеба, и одежды, но неспособных приобретать ни того, ни другого своими руками. Третий разряд – это единственный кормилец семьи, долго хворавший, теперь поправляющийся. Если угодно, то вот и четвертый отдел не замечаемой нужды: это малолетний ребенок, отданный бедной матерью в наученье грамоте, но не имеющий ни одежды, ни обуви для холодных дней, ни книжек для ученья. Все это такая нужда, которая сама не попадет на глаза тому, кто мог бы или захотел помочь ей. Ее нужно отыскать. О ней нужно собрать верные сведения. Для нее нужны определенные места, которые она, вся эта нужда, знала бы и куда она могла бы приходить с твердым упованием, что ее там примут, выслушают и по возможности помогут. Для нее нужны определенные сроки, когда она могла бы заявлять о себе, чтобы не получить отказа в выслушивании ее просьб по причине несвоевременного прибытия для этого. Это такая нужда, с которой никто единолично справиться не может, даже при всем желании сделать это. Здесь нужна совокупность многих сил. Здесь нужна большая семья, соединенная союзом братской любви, которая посвятила бы себя на служение этой нужде во имя христианской любви. Одни из этого объединенного братства собирали бы сведения о положении нуждающихся, другие делали бы известной христианскому обществу эту нужду, третьи принимали бы пожертвования, четвертые приглашали бы к пожертвованиям, пятые выдавали бы то, что получено для нужды, по потребности каждого.
Наш город велик. Чтобы успешнее вести дело христианской благотворительности, он должен бы быть разделен на участки. Каждый участок знал бы своих бедных, и бедные каждого участка знали бы, куда им идти с нуждой. Наш город – христианский город, поэтому и благотворительность должна быть христианская, во имя Христово. Где же приличнее можно было бы найти место для таковой благотворительности, как не в православном приходе, под покровом церкви? Кто может лучше исполнить долг христианской благотворительности, как не общество благочестивых христиан, составляющих членов одной церкви? Попечение о бедных должно исходить от церковного попечительства.
Итак, вот место, где должна сосредоточиваться христианская благотворительность. Церковные попечительства должны печься о нужде своих приходских братьев, составляющих одну церковную семью. Вот куда должна идти нужда со своими просьбами. Вот куда должна быть направляема и христианская милостыня. Вам, братья, небезызвестно, что в нашем городе уже существуют таковые попечительства. Они уже около пяти лет совершают свою посильную и небесплодную деятельность. На попечении каждого из приходских попечительств состоит несколько бедных семейств и отдельных лиц, которым выдается ежемесячное или повременное пособие. Некоторые попечительства содержат сиропитательные дома, детские приюты-ясли, дома-убежища и школы. Попечительства выдают усиленную милостыню и помощь бедным к великим праздникам.
Совершая свое великое служение делу приходской благотворительности, попечительства наши иногда принуждены бывают с сожалением отказывать в помощи некоторым нуждающимся по недостатку для этого средств. И в настоящее время, когда приближается великий праздник, бедные семейства, вероятно, обратятся со своими просьбами об усиленной помощи им ради праздника. Легко понять их печаль и уныние, если просьбы их останутся неудовлетворенными по недостатку средств. Их печаль и уныние не будут ли печалью Самого Христа? Ведь в лице бедных Он Сам приходит к нам за помощью. Дерзнем ли мы отказать Христу?
Братья христиане! Окажите вашу любовь вашим братьям о Христе. Помогите попечительствам исполнить за вас дело благотворения, оказать помощь бедным, ради наступающего праздника.
Бог, богатый милостью... силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (Еф.2:4; 2Кор.9:8) и чтобы многие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного (Мф.5:,16), а получающие милости через вас благословляли за вас Бога.