Проповеди на праздники:


Поучение о необходимости для христиан посещать храм 1926г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Блюдите, како опасно ходите... яко дние лукави суть (Еф 5, 15-16).

Когда я останавливаюсь мыслью на жизни современных людей, считающих себя христианами, в моём воображении рисуется бешено мчащийся поезд, полный весёлыми беспечными людьми, которые не подозревают, что поезд мчит их к неминуемой гибели. Не знают, что на пути, по которому они мчатся, разобраны  (рельсы и) шпалы. Всякий, кто узнал бы об этом, несомненно, постарался бы всеми силами предотвратить катастрофу, закричал бы изо всех сил, напряг бы все силы, испробовал бы все средства к тому, чтобы спасти несчастных. А что бы чувствовал человек, на обязанности которого лежит следить за этим, с которого взыщется вся кровь этих людей?! Я думаю, (и) он, не щадя своей жизни, пожертвовал бы всем, что имел, для того, чтобы спасти погибающих.

Но, братие, здесь речь идет о гибели временной, о прекращении земной жизни, о гибели тела. Душа не больше ли тела? (см. Мф 6, 25). Гибель вечная не ужаснее ли гибели временной??

- Если так, а это так несомненно, то чтo бы чувствовал человек, увидевший, что люди бешено мчатся на поезде жизни и не замечают, что путь испорчен, что души их погибнут безвозвратно, навеки. Как ужаснулся бы он и чего бы ни сделал он, чтобы образумить несчастных, спасти их от гибели?

Это вообще человек, а что сказать про человека, на котором лежит священнейшая и ответственнейшая обязанность следить за этим, с которого взыщут, которого истяжут за всякую душу погибшую?

- Вот, дети мои возлюбленные, ответ на Ваш мысленный вопрос - зачем я приехал к вам, зачем собрал вас на необычную молитву, зачем говорю вам это слово.

Я ваш пастырь, которому вверена душа каждого из вас, за которую строгий ответ я должен некогда дать Господу Иисусу. Кровь ваша, вся до единой капли, взыщется  с меня. И вот я, обязанный служить спасению душ ваших, вижу страшнейшую опасность, вас ожидающую. Блюдите, како опасно ходите... ибо дни лукави суть (Еф 5, 15-16).

Да, дни лукавы. Многие из христиан оказались в лагере противников Христа, говорящих, что нет Бога, что не нужно храмов, не нужно молиться, и вообще не нужно быть религиозным. Хозяина Жизни, самую Основу ея, эти люди отвергли для своей жизни - разобрали шпалы и, не видя для себя опасности, мчатся на поезде жизни к своей неминуемой гибели. И эти люди, видно, увлекли вас. Видно это по тому, что холоднее вы стали к храму, месяцами не вижу я некоторых из вас в нём, ослабла в вас вера. Вы, видно, тоже непрочь сесть в этот обречённый, бешено мчащийся к гибели поезд?

Блюдите, братие, како опасно ходите!

Вы пренебрегли, вы стали реже бывать, а некоторые совсем забросили свой храм. А храм - единственное место, единственное учреждение, где мы имеем возможность получать силу, .яже к животу и благочестию. В храме нельзя не вспомнить о Боге. Самоё устройство его, святые иконы и священные изображения навевают на душу религиозное настроение. Божественная служба, во главе с святейшей Литургией, благодатными влияниями, незаметно для глаз перестраивают душу, созидая в ней Царство Божие, то есть делает душу покорной Богу, как Царю, она исполняет волю Божию, осуществляет в своей деятельной жизни любовь к Богу и людям.

Человек, искренне отдавшийся влиянию храма, незаметно перерождается. В сердце его загорается любовь. Он готов служить несчастным: отереть слёзы вдов, призреть сироту, послужить всем, кому тяжко живется на свете.

Войдя в храм, он видит в нём предстоящего пред престолом Божиим священника  -  пастыря душ, который молится о всех прихожанах., и, следовательно, и о нём. И он уже не один в храме молится о себе Богу, вместе с ним и за него молится и пастырь Церкви. Здесь, в храме, лучшая из лучших кафедр мира. Здесь неумолкаемо раздаётся небесное учение Спасителя душ человеческих. Здесь больше и больше узнаёт истин человек, глубже и глубже всматривается он в бездонные глубины глаголов вечной жизни (см. Ин 6, 68). Светлей и светлей становится его ум, чище и чище делается сердце. Здесь, в храме, мощным, непрерывным потоком изливается во внутренние тайники души человеческой благодать Святаго Духа - немощная врачующая и оскудевающая восполняющая [слова при рукоположении во  священника]. Тут, в храме, прихожане сливаются в одну тесную братскую семью, возглавляемую пастырем, отцом духовным. Научаются здесь любить друг друга и всё человечество новой Новозаветной любовью, способной душу свою положить за други своя (см. Ин 15, 13).

Так храм с его богослужением, церковная проповедь и всесильная, превосходящая ум благодать Святаго Духа вооружают человека-христианина вооружением духовным и являются для него солью, предохраняющей душу от тления, силой, способной противостоять козням диавола и осуществить все заветы, которые дал Своим ученикам Божественный Учитель жизни в Своём Евангелии.

Когда выйдет человек-христианин за порог храма и окунётся в жизнь, то не страшны ему, окованному бронёй благодатных. влияний, никакие козни диавола. Как истинный воин Христа-Бога, охраняемый вооружением духовным, он отразит все и всяческие атаки полчищ сатанинских. То ему вспомнятся слова Христа, слышанные в читанном в Церкви Евангелии, то придут на память те или иные места проповеди, то охватит радостное и волнующее религиозное настроение, с которым он успел сжиться, сродниться, и которое воспиталось в храме, то встанет в сознании весь Пресветлый Лик Христа, то выплывут образы и дела Его дивных святых последователей, о которых он слышал, и священные изображения которых он видел в храме. И воскресает его душа, заполняется волной благодати, и от его преображённого лица и благодатью исполненного духа, побежат все, ищущие гибели его души. И он твёрдой стопой будет идти по дороге жизни, будет подниматься выше и выше по ступеням лестницы христианского совершенствования. Будет одну за другой преодолевать все трудности пути в Царство Божие. Bcё превозможет о укрепляющем его Иисусе (см. Фил 3, 4).

Но если он лишит себя этих благодатных влияний, если сначала реже и реже, а потом совсем забудет дорогу в святой храм, то где он кроме может получить эти необходимые ему силы? Нигде на земле нет такого места. И он постепенно будет разоружать духовно сам себя, будет падать всё ниже и ниже, и, наконец, будет таким, про которого сказано – Ты думаешь, что ты богат? но ты беден, и слеп, и наг (см. Откр 3, 17). И не устоять ему в нападениях врага его спасения. И естественным концом его будет вечная гибель.

Скажу тем из вас, братие, которые стали забывать дорогу в святой храм - блюдите, како опасно ходите. Одумайтесь, пока есть ещё время, осознайте своё положение - вы на поезде, бешено мчащем вас к неминуемой гибели. Вы, может быть, не замечаете опасности, но я, пастырь ваш, вижу, эту страшную опасность, вижу неминуемую гибель ваших душ! Скажите, как же не кричать мне страшным голосом, как не звать вас, как не вразумить вас, как не убедить затормозить бешено мчащий вас к погибели поезд?

- И я буду кричать, я не отстану от вас, пока есть в моём пастырском голосе силы.  Я буду  ездить к вам  в  деревни, я побегу за каждым из вас. Буду просить и молить слезно, пока вы снова не встанете на истинный путь.

Помните! О, помните этот предостерегающий голос мой, который сливается вместе с голосом Апостола, и взывает к вам: Блюдите, како опасно ходите... [...Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы] ибо дние лукави суть (Еф 5, 15-16).

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх