Поучение o христианском отношении к страданиям 1923г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В мире скорбни будете, но дерзайте,
Я победил мир (Ин 16, 33).
Многими скорбьми подобает вам внити
В Царствие Божие (см. Деян 14, 22).
Кто из нас не страдал? И кто с недоумением не останавливал свои мысли на вопросе о страданиях и их смысле? Кому не казались страдания бессмысленными, ненужными, жестокими? Чья измученная мысль не подходила вплотную к тому пределу, за которым следует кощунственный ропот на Бога и даже сомнения в том, что где-то есть любящее людей Существо, так как если бы было Оно, то неужели бы не остановило страдания и слёз людских?
Эту тьму в вопросе о страданиях, как и во всех вопросах жизни, может рассеять только Тот, Кто на весь мир возвестил: Я- Истина и Жизнь (Ин 14, 6). Учение, как и самая жизнь Христа, показало, что добро в мире, лежащем во зле, необходимо страдает. Иной доли, иной участи в этом мире нет добру. Оно вынуждено страдать, потому что зло неизбежно вступает с ним в борьбу. И притом, - чем ярче звезды, тем темнее ночь, - то есть, чем совершеннее это добро, тем яростнее на него нападки ненависти, тем больше бушует вокруг него зло.
Христос Спаситель личность чистейшая, без единого пятна. Личность Святая, Совершенная, Божественная. В мире никогда не жил человек более идеальный, более благородный, чем Он. Это так ясно, что не нужно доказывать. Достаточно сказать, что никогда ни один из мыслящих неверов, врагов Христа, не бросил и не пытался бросить Ему обвинение даже в тени греха. Скорее будут доказывать, что Христа не было, чем что Он был безнравственной личностью.
Не признавая Его Богом, совершенством Его личности восхищается Ренан. Ни одной тени не бросает на Его кристально чистую душу, также не признающий Его Богом, - Штpayc. Преклоняется перед Его идеальной чистотой, изуродовавший Его Евангелие, и также не признающий Его Богом, - Лев Толстой. Это наши современники.
А что говорят о Нём Его современники? На суде первосвященников и Пилата ни в чём греховном не могли обвинить Христа. Лжесвидетели, и те сказали, что Он обещался в три дня возсоздать разрушенный храм. Он ничего худого не делал - свидетельствует о нём висевший одесную разбойник (Лк 23, 41). Не обретаю в Нем вины-умывая руки, заявляет Пилат (Ин 19, 4). В белую одежду невинности облекает Его и Ирод (см. Лк 23, 11). Согрешил я, предав вам кровь неповинную- говорит жалкий предатель (Мф 27, 4).
И вот, когда эта святая Личность явилась в мир, зло сколыхнулось до самых адских глубин своих. Тесным кольцом окружило Божественную ЛЮБОВЬ и ПРАВДУ, желая подавить Её, изгнать из мира. Не много времени продолжалось общественное служение Христа Спасителя, всего три с половиной года, а сколько зла, сколько ненависти излил на Него в течение этого краткого времени мир.
Призрак кровавого гонения со стороны Ирода навис над Христом, ещё двухлетним Младенцем. Страдать Он начал с первого момента Своего общественного служения. Страдал всё время до того момента, когда прервалась Его жизнь. Злоба, ненависть, коварство, низость и предательство окружали Христа во всё время Его общественного служения. Всё время мучилось и болело Его сердце от зла людского.
Христа искали убить с самых первых шагов Его деятельности. Ещё в первый год Его общественного служения озлобленная чернь, подговорённая врагами Христа, хотели сбросить Его с отвесной Назаретской скалы. Та же толпа хотела побить Его камнями. А козни, сначала Ирода, потом кровожадных фарисеев и старцев иудейских, преследовали Господа от вертепа рождения до гробницы в саду Иосифа Аримафейского. Сердце Христа, повторяю, терзалось, изнывало от боли всю Его жизнь. И не этим ли объясняется Его скорая смерть на Кресте? Отказалось работать измученное до конца злом, добитое людскою ненавистью сердце.
А последние три дня, сколько вынесла в эти дни душа Христа? Мрачный поступок предателя - это только начало. Каково было перенести коварную, чёрную измену друга, предавшего своего Учителя целованием?
Потом Христа окружила толпа грубых воинов, как разбойника, ученики разбежались, Христос одиноким остался в руках свирепых врагов. А далее, унизительный, несправедливый и лицемерный суд, после которого долгая ночь, вся сотканная из невыносимых нравственных и физических страданий. Нежная, чистая, святая душа отдаётся на позорище грубых воинов. Христа внасмешку одевают в царские одежды, увенчивают Пречистое Чело Его колючим терновым венцом. Насмешки, ругательства, биение тростью по голове, заушения и оплевания идут непрерывной чредой одно за другим. А наутро униженную, поруганную, оплёванную Любовь влекут к месту позорной казни, возлагают на плечи крест, тогда ещё символ проклятия. И, сгибаясь под его непомерной для измученного человека тяжестью, Господь идёт вон из града, туда, где казнили тягчайших преступников, отбросы человечества.
Вот и Голгофа. На Кресте распростёрто побеждённое, обессиленное, казалось, Добро. А вокруг море торжествующего зла справляло свою мнимую победу.
Свершилось! Христос, преклонив главу, испустил дух. Вместо человека на Кресте безжизненно повисло бездыханное Тело. Но злоба не оставляет в покое и Мертвеца. Оно провожает Тело Христа до гроба и, как бы желая окончательно отделаться от Него, приваливает к гробу огромный камень, запечатывает вход печатью и ставит стражу.
Казалось, всё погибло. Казалось, что заглянувший на землю луч Божественной Любви скрылся, чтобы больше не появляться. Казалось, какая победа может быть более решительной, чем эта победа зла. Добро во гробе. Гроб завален огромным камнем. Печать и стража грозная охраняют Его.
Но всё это только казалось.
Победа зла была победой призрачной. Добро не осталось во гробе. Луч Божественной Любви скрылся только для того, чтобы потом вспыхнуть и гореть ярким победным пламенем.
На рассвете третьего дня с шумом отвалился камень от дверей гроба Христа, лопнули печати зла и, как подкошенная, упала на землю, а потом в страхе разбежалась стража.
Распятый Христос ВОСКРЕС! Добро победило, громко взывая: Где твоя, смерть, жало, где твоя, ад, победа??!!! (1Кор 15, 55).
Так втоптанное в грязь мира Добро, почти раздавленное и уничтоженное, вдруг воскресает· во всем блеске и красоте своей первобытной значимости. Так было со Христом, так будет со всеми Его последователями.
Вот саков смысл слов Христа - в мире будете скорбни (Ин 16, 33). Если всякий человек в мире подвергается скорбям, то христианин ещё имеет свои скорби - гонения, которые во всех формах и видах воздвигает на добро зло. Христианин, - значит, в особенности подвержен скорбям, и Христос словами в мире скорбни будете предупредил об этом Своих последователей. Но христианин, всматриваясь в жизнь своего Божественного Учителя, знает, что он не должен отчаиваться. Он убеждён, что, в конечном счёте, победит Добро, несмотря на кажущуюся силу и мощь зла. Эту мысль Христос выразил во второй половине Своих слов: Но дерзайте, Я победил мир (Ин 16, 33).
Итак, христианин, будь всегда готов к страшной, жестокой борьбе со злом. Не думай, что Крест и Терновый Венок принадлежность подвига только твоего Учителя-, это и твоя необходимая принадлежность, и твои орудия мук, которые готовит зло всем последователям Христовым.
Будь всегда готов к бедам, несчастьям, гонениям, они неизбежны. Но не бойся их, в конце концов, вместе со Христом тебя венчает Победа. За это ручается Тот, Кто победил мир.
Аминь.