Проповеди на праздники:


Поучение на Всенощной накануне праздника Св.Троицы 1928г.

В нынешний день святая Церковь Христова воспоминает событие, являющееся Ея, так сказать, Днём рождения. Событие это произошло в Иерусалиме спустя десять дней после Вознесения Господа на Небо - называется Сошествием Святаго Духа на Апостолов. В этот день на Апостолов, единодушно пребывающих в Сионской горнице на молитве, сошёл Святый Дух в виде огненных языков, которые почили на главе каждого из них. Вследствие этого Сошествия они облеклись силою свыше - получили Божественное разумение истин Христова учения, стали уметь говорить на разных иностранных языках, и были воодушевлены мужеством дерзновенного исповедания и проповедования Христа распятого и воскресшего. Это их полное перерождение или рождение в новую духовную жизнь было совершено силою и действием Святаго Духа, Которого послать умолил у Небесного Отца Сын Божий, а послал Бог Отец. Таким образом, в событии Сошествия Святаго Духа на Апостолов мы наблюдаем явление и действие и Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Святаго - Бога Единаго, во Святей Троице поклоняемаго и славимаго. Поэтому этот день ещё называется Троицыным днём, праздником Святой Троицы.

Когда в другой раз, как не в праздник Святой Троицы, приличнее всего беседовать о Святой Троице? Когда, как не в этот день, размышлять нам о вере и поклонении Единому Богу - во Святей Троице поклоняемому и славимому?

Размыслим же об учении о Святой Троице - Господе Боге нашем. Размыслим с благоговением и страхом Божиим. Размыслим не для того, чтобы умом понять это учение, - оно непонятно и непостижимо для ума человеческого, - а для того, чтобы лучше и приискренне принять это учение в своё сердце, младенчески верить в эту святую Истину и православно славословить и покланяться Единому Богу- Отцу, Сыну, и Духу Святому.

Святая Церковь учит нас, что Истинный Бог есть Бог Единый по Существу и Троичный в Лицех. Первое Лицо Святыя Троицы - Бог Отец, Второе - Бог Сын, Который предвечно рождается от Бога Отца. Третье Лицо Святыя Троицы - Бог Дух Святый, Который предвечно исходит от Бога Отца.

Но разумно ли думать, что христианство учит о трёх Богах? Нет, братие, - «Сии Три - Едино суть». Бог христианский есть Единый Бог, имеющий Единое Триипостасное Существо. Почему мы и молимся - «Слава Богу, Единому в Троице Святей славимому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Итак, Бог христианский - Един по Существу, но Троичен в Лицех - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, - Троица Единосущная и Нераздельная.

Можно ли эту истину постигнуть человеческим умом? Понять так, чтобы не осталось ничего непонятного? Нет, братие, нельзя. Эту святую истину можно принять на веру, поверить что это именно Истина. А понять её нельзя, это выше сил человеческого ума. Но последним не нужно смущаться, это ведь так и должно быть. Ведь мы не люди знания, не математики, и собираемся в храм  не  для того,  чтобы доказывать что-либо, а с верою молиться Богу так, как учит нас Святая Церковь. Верующий должен знать и знает, что Бог непостижим - Его понять  нельзя,  Ему можно  только веровать. И Христос сказал, что Он мудрость веры утаил от премудрых, и открыл младенцам (см. Лк 1О, 21). Только младенцы в вере - не видевшие и веровавшие (см. Ин 20, 29), будут блаженны, только они будут в Небесном Царстве.

Вера, поэтому, есть подвиг, есть сила, заставляющая естественный человеческий ум молчать пред истинами, открытыми нам Богом. Было бы странно, если бы человеческий ум, такой слабый и ограниченный, мог понять до конца необъятное величие Божественного Существа. Бога никтоже весть, точию Дух Божий (см. 1 Кор 2, 11), Бога никтоже виде нигдеже (Ин 1, 18). Тут две дороги - или ты верующий, тогда веруй и младенчески-доверчиво воспринимай всё, что нам открыто Христом, в том числе и непонятное. А не можешь веровать, хочешь всё обнять разумом, тогда иди к неверующим, тебе нет места среди верующих, и ты ещё не обрел великого сокровища, бесценного бисера, - простой доверчиво-младенческой веры, имеющей силу заставить молчать сомневающийся и кичащийся собою разум человеческий.

Может быть явится вопрос: для чего в истинах веры есть истины непонятные? В частности, для чего открыл Господь нам, что Он Един, но Троичен в Лицах? Для чего нам знать эту истину при её полной непонятности?

Чтобы яснее понять, какое значение, имеет для нас истинность Святой Троицы, в Трех Лицах Славимой, возьмём солнце. Открытыми глазами нельзя  смотреть  в  лицо  солнца, оно ослепляет. Глаза человека не могут вынести его яркого света. Если так, то зачем нужно солнце? На него ведь смотреть человеку нельзя. Но всякий из нас знает, что для всего живого значит солнце,  источник  жизни, света и тепла. Ночью нельзя работать, нельзя без опаски идти по дороге. Взошло солнце, стало светло, видно всё. Получилась возможность работать, ходить не спотыкаясь, во всем разбираться, всё видно.  Солнце весной воскрешает природу, под его животворными лучами всё оживает, уничтожаются смертные оковы зимнего сна. Отогревается замёрзшая  земля,  начинает одеваться причудливым прекрасным ковром из цветов и зелени. Всё ожило, наполнило воздух звуками, словно взошло Солнце весеннее, и жизнь жительствует (Слово на Пасху св. Иоанна Златоуста). Как радо бывает всё живое солнцу, как всё тянется к небу, нежится в его материнских тёплых, животворных лучах! После долгих пасмурных дней как рады бывают люди и всё живое возсиявшему солнцу! А ведь его нельзя видеть глазами, оно недоступно наблюдению невооруженному глазу. Но, тем не менее, оно источник света, животворного тепла, причина радостной жизни. И никто не скажет: «Зачем нужно солнце? Если на него смотреть нельзя, если оно недоступно зрению».

Святая Церковь Второе Лицо Святой Троицы - Господа Иисуса Христа - называет Солнцем Правды, а посему и мы сравним великого Бога нашего, во Святей Троице славимого, с Солнцем.

На солнце нельзя смотреть глазами, и истину Святой Троицы нельзя обнять умом. Ум человеческий не в силах понять этой истины, попытки человеческого ума понять эту истину кончались крахом. Об эту истину сломал свой ум такой гениальный человек, как Лев Толстой. В эпоху Вселенских соборов так же поражение потерпел Арий и другие еретики. Вспомним так называемых антитринитариев или «противотроичников». Нельзя глазами ума смотреть на эту истину, она блистает, можно потерять зрение ума.

Но как солнце, будучи недоступно взору человека, в дома всех приносит громадную пользу. Именно, во-первых, всё освещает и высветлит, во-вторых, животворит всё живое, в-третьих, возбуждает радость в жизни. Так и догмат Святой Троицы, будучи непонятным сам по себе, является Солнцем души человека - освещая, животворя и радуя.

Первое. Благодаря этой истине, мы великолепно узнаём дорогу, путь, по которому шло ко спасению человечество. Мы знаем, что Бог Отец, сотворивший нас и изведший из небытия в бытие, отпавших снова решил спасти, пославши на землю Единородного Сына Своего  для принесения за нас крестной жертвы. До момента Рождества Христова он приготовлял людей к принятию Спасителя мира, это в Ветхом Завете. Затем, родившись от Духа Свята и Марии Девы, пришёл на землю. Чтобы, просветивши человечество светом Своего учения и спасши его Крестом, создать действительную полную возможность осветить мир. Затем, по ходатайству Иисуса Христа, Бог Отец послал в мир в пятидесятый день по Воскресении Христовом Духа Своего Святаго, Который наставляет людей на всякую истину (см.Ин 16, 13) и даёт все силы и возможности к тому, чтобы человек смог усвоить благоприобретённые Христовы истины. Святый Дух обитает в Церкви Христовой, оживляет, взращивает всякую душу верующего христианина. Это ясно должно быть для нашего личного спасения. Войди в Церковь Христову, будь Её членом, раскрой своё сердце для принятия благодатных даров Духа Святаго, и не пренебреги отношением к этому.

Второе. Мы теперь знаем, что Святым Духом всяка душа живится и чиcтoтою возвышается (Октоих, антифон 4-гo гласа на Утрени). Благодаря крестным заслугам Бога Сына, Бог Отец дарует миру Бога Духа Святаго, а Он Своими благодатными лучами оживляет душу человека, она духовно растёт, возвышаясь чистотою, духовно возрастая в меру возраста Христова (см. Еф 4, 13). Это рождение в новую духовную жизнь, этот духовный рост, совершаемый благодатной животворной силой Духа Святаго, вселяет в душу христианина радость совершенную, какую никто не в силах отнять у человека (см. Ин 16, 22). Так Солнце Духовное-Триединый Бог христианский, - подобно  солнцу вещественному,  делает ясным путь к спасению человека, даёт новую духовную жизнь душам человеческим, является для них источником немеркнущей духовной радости.

Так, непонятная сама по себе истинность Святой Троицы имеет громадное значение для возвращения его к Богу. Неясно, почему Господу Богу угодно было, несмотря на то, что человек не может умом понять эту истину, открыть ему, что истинный Бог есть Бог-Троица - Отец, Сын, Дух Святый - Троица Единосущная и Нераздельная. Прими верою эту святую истину, и она сделает для тебя ясным всё. Ты можешь найти путь ко спасению.  Если захочешь спастись, то спасешься.

Имея такое громадное, действительно важное,  значение в христианской жизни, учение о Святой Троице является венцом всего христианского учения. Права Церковь Христова, что в своём богослужении старается неизгладимо внедрить в сознание христианина эту истину. Мы все крещаемся «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», все мы нашей верой проповедуем Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго.

Как начинается обедня? - «Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа!»

Как начинается всенощная? - «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице!»

Возьмите все возгласы, и вы увидите, что в них непременно встретится прославление Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Священник благословляет - «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Полагая на себя крестное знамение, мы вспоминаем Отца и Сына, и Святаго Духа. Это всё значит, что Церковь ежеминутно, постоянно напоминает нам о том, что истина Святой Троицы есть венец, венчающий всё христианское учение. Она, эта истина, нам совершенно необходима. Без веры, принятия этой истины - невозможно спастись.

Братие, в день Святой Троицы проникнемся все важностью, бесспорной необходимостью для нашего спасения этой святой истины. Никогда не будем смущаться или бояться. Чаще будем думать о её необходимости для нас. Укрепим нашу веру во Святую Троицу и будем до конца своей жизни славословить нашего великого Бога, Его исповедовать и проповедовать. Пусть не уста наши только, но и сама жизнь наша будет возсылать хвалу Триединому Богу - Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх