Поучение на Рождество Христово 1923г.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови,
Свет разума, в нем бо звездам служащии звездою
учахуся Тебе клянятися, Солнцу правды, и Тебе ведети
с высоты Востока. Господи, Слава Тебе!
(Тропарь Праздника.)
Почти две тысячи лет тому назад в нынешнюю ночь на небе зажглась невиданная до того времени блестящая звезда и возвестила миру о рождении Спасителя. Весть эта была радостная для человечества, с момента грехопадения окутанного мглою заблуждения и потерявшего способность знания Истины, единственно достойной для человека жизнью. Лишь жажда этого знания осталась в груди человека, но самого знания он достичь не мог и томился и мучился в муках безнадёжности, в тоске безысходного отчаяния. Лишь в еврейском народе, поддерживаемая и предвозвещаемая пророками, жила вера в помощь с Неба, в пришествие Спасителя мира, да лучшие из язычников смутно предчувствовали то же.
Такими были и евангельские волхвы, изучавшие звёзды, старавшиеся в лице свода небесного открыть тайну, мучившую человечество. Напряжённо смотрели они на небо и страстно хотели, чтобы оно сказало им о конце мучений человеческих, о рождении Того, кто прекратит эти муки, научит новой жизни. И за эту искреннюю, сильную жажду света небо понятным для них языком открыло им время и место рождения Спасителя мира. Всё бросили они и, снарядивши караван, отправились поклониться новорожденному Младенцу.
Человек того времени, ещё не просвещённый светом Христова учения, думал, что нет ничего ценнее Земли и её богатств. Если царь, то уж непременно в великолепном дворце, среди подавляющей роскоши, богатства, среди шума и славы. Если силы, то силы внешней, физической, легиона вооружённых воинов. Если счастья, то счастья от того, что человек сумел приобрести возможно большее количество земных ценностей и имеет возможность полно и беспрепятственно наслаждаться ими. Так думали люди, иначе не могли думать и волхвы.
Когда они решили идти и поклониться родившемуся царю иудейскому, то первым делом пошли в Иерусалим, столицу Иудеи, так как думали, что где же, как не в столице, где же, как не во дворце родиться царю Иудеи. Но, оказывается, во дворцах столицы всё было спокойно, и сам Ирод не знал, что в его стране совершилось событие, от которого подвиглось небо. Пришлось собирать синедрион и решать вопрос - где должно родиться царю Иудеи.
Это первое, что не могло не поразить волхвов. В Иудее рождается Царь, небо отмечает это рождение необычайным явлением, а земля, даже та самая страна, где происходит рождение, ничего не знает о таком важном событии. Что же это за странный царь? И каким странным царством он будет управлять? Где обычное ликование народа по поводу рождения царя, где шум, слава и свет?
С подобными, вероятно, мыслями вышли волхвы из Иерусалима и снова увидели знакомую им звезду, готовую вести их дальше. Сердце их затрепетало от восторга и благодарности к небу, и они уверенно двинулись в путь. Звезда, на долю которой, по мысли праздничного тропаря, выпало научить волхвов кланяться Солнцу правды и познать Его, остановилась над скромнейшим из городов Иудеи - Вифлеемом. И, собственно, не над ним, а над окраиной его, над тем местом, где была пещера, в которую в ненастную погоду пастухи загоняли свой скот. И взорам волхвов представился не утопающий в роскоши дворец, и даже не скромное жилище человека, а скотский вертеп, а в нём бедная, незнатная семья плотника и повитый убогими пеленами новорождённый Младенец, лежащий в яслях.
Тут же странно и с подчеркнутой резкостью обнажилась мысль, смутно мелькавшая ещё в Иерусалиме, что звезда привела волхвов к какому-то необычайно странному Царю, какого не видел ещё и не мог вообразить себе мир. Да, так, вероятно, думали волхвы. Случилось что-то необычайно великое, иначе молчало бы небо. И что-то невообразимо новое по своей странности, необычности, так как ничего подобного ещё не видал мир.
Но эта странная, уничижённая до предельных возможностей рамка, в окружении которой предлежал взору волхвов Царь мира, была чем-то преодолена. И не помешала волхвам узнать истинную великость Родившегося. Богомладенец безмолвно произнёс проповедь, покорившую сердца волхвов. Неземной свет, исходящий из яслей Богомладенца, Его взгляд, полный любви, готовый заключить в Своих объятиях весь мир, покорили волхвов. Покорили, потому что, несмотря на крайнее уничижение и убогость обстановки, они, как говорит Евангелие, земно поклонились Младенцу и поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Ангел, явившийся ночью волхвам и приказавший не заходить в Иерусалим к Ироду, окончательно укрепил их веру, и волхвы, повинуясь Ангелу, этим повиновением вполне покорились Младенцу, к Которому их привела звезда.
Так, Вифлеемская звезда привела, а вертеп и ясли Богомладнеца безмолвной проповедью научили волхвов поклоняться и знать Солнце правды -Христа Бога. Правде, которую узнали волхвы, дивный Богомладенец потом научил людей Своей проповедью и не менее сильно покоряющей жизнью. Под влиянием проповеди Господа Иисуса Христа раскрылись духовные очи человечества, и узнали люди тайну своего происхождения и назначения. Осознали свой грех и гибельность своего положения, увидели ясный и верный путь спасения своих душ. Люди узнали от Света, просвещающаго всякаго человека, грядущаго в мир [возглас на первом часе], что земля с её богатствами и разнообразными благами не должна быть считаема главной ценностью мира.
Лучший из людей, которые когда-либо жили в мире, - Христос - так мало нуждался в благах земли. Волхвы были свидетелями, что Царю мира не понадобились ни знатная семья, ни блестящий дворец, ни пышная колыбель. Когда он возрос, не имел своего угла, вёл жизнь странника, скитальца. Он Сам говорил о Себе: Лисы имеют норы, птицы небесные - гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонитъ голову (Мф 8, 20). И это при напряжённом труде, при служении, какое не выпадало на долю ни одного человека. Проводя такую жизнь, и учил так Христос: Не собирайте, - говорил Он, - сокровищ на земле, здесь всё призрачно, тля тлит и воры подкапывают и крадут (Мф 6, 19).
На земле всё тленно, что люди считают особенно ценным, например, драгоценные камни, дорогие металлы, все это земля. И этим тленом, волею Творца получившим формы для обладания и использования, люди могут пользоваться только в краткий срок своей недолгой жизни. Придет смерть, и все земное сразу делается ненужным человеку. Нагим он родится, нагим и уходит из мира. Богачу, который собрал несметные богатства, помышлял о его долгом использовании, Бог сказал: Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, и кому достанется всё, что ты приготовил?( см. Л1с 12, 20). Безумие, чистое безумие думать, что земные блага есть ценность непреходящая. Всё из земли, и в землю превращается. Сама земля обречена огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет 3, 7). Какая же ценность в прахе? Какое значение имеют призраки и тлен земли? Если земля и земное есть прах и не имеет непреходящей ценности, то, может быть, нет ничего ценного в мире? Может быть, вообще не стоит ни над чем трудиться в мире, ни на что тратить свою энергию?
Нет, тысячу раз нет! По лицу земли рассыпаны неподдающиеся оценке сокровища нетленные, алмазы, подлинные драгоценности, упавшие с богатейшей ризы Вседержителя мира. Это подлинные и неподдельные сокровища, которые будут пребывать вечно, и над которыми трудиться есть единственно достойное человека назначение. Имя этим сокровищам - богоподобная душа человека. Она от Бога. Он вдунул её некогда в лице человека. И по своему Божественному происхождению она - душа человека - и есть подлинная драгоценность, так как изошла от наивысшей ценности- Бога и, имеет природу божественную, вечную, непреходящую.
Души человеческие это искры, осыпавшиеся с огненной Божественной сущности. Вот почему одна душа ценнее всего мира. Нет цены на земле, за которую можно купить душу. Какая польза человеку, - говорит Христос, если он приобретет весь мир, душу же свою погубит? Какой выкуп он даст за душу свою? (см. Мф 16, 26). Вот почему нет большей радости на небе, когда один грешник кается и тем спасает свою душу. Апостол Павел, говоря о последователях Христа, спасающих свои души в вертепах и пропастях земли, сказал: Ихже не бе достоин целый мир (см. Евр 11, 38).
Богоподобной душе человека Господь готовил высокое назначение: усовершенствоваться, улучшаться, восходить на головокружительную, беспредельную высоту богоподобия. Свободно приняв от Бога это своё назначение, свободным путём упражнения в исполнении воли Божией, человек должен был совершенствоваться, подниматься всё выше и выше через постепенное улучшение души. Просветлить, одухотворить своё тело и с преображённым телом войти в наследие бесчисленных, невообразимо прекрасных обителей Небесного Отца.
Но человек, злоупотребив свободой, пал, и грех внёс страшное опустошение и в душу человека, и в жизнь человечества. И потускнела высшая ценность мира - богоподобная душа человека. Тело его стало дебелым, болезненным, смертным. И человек, и человечество неудержимо влеклось к вечной гибели. Но Христос, пришедший в мир, восхотел ценою Жертвы Крестной искупить падшее человечество. Он за человечество совершил его дело, его подвиг, и, будучи вознесен от земли, всех привлёк кСебе(см. Ин 12, 32).
Теперь человек спасён. Он снова через Христа и с Христом должен и может начать и довершить дело своего первоначального назначения. Поверив в Бога и в Того, Кого Он послал, - Иисуса Христа, он должен второй раз духовно родиться, омывшись водою Крещения, должен через приобщение Христова [естества] (см. 2Пет 1, 4), в Тайнах Его Тела и Крови, привиться к истинной Лозе - Христу. И со Христом и во Христе проходить дело своего спасения освящения, богоуподобления.
Если человек захочет спастись и начнёт делать своё спасение так, как учит его Божественный Учитель то он спасётся. И постепенно сойдёт с него налет греха, ветхий его человек будет тлетъ, а новый - обновляться (см. 2Кор 4, 1би) растив меру возраста исполнения Христова (см. Еф 4, 13). Умрёт человек телом, будет лежать в сердце земли до Общего Воскресения. И когда восстанет своим преображённым телом, будет вечно царствовать со Христом, то есть, достигнет той цели, какая ему назначена Богом, но уже пройдя через опасность гибели силою своего Спасителя. Вот тот чудный свет, каким осияло мир Рождество Христово. И какому научила волхвов рождественская звезда.
Братие, не для одних волхвов засияла в необъятных высотах неба чудная рождественская звезда, зажглась она и для нас. Свет её теперь, перешедший в свет Самого Солнца правды, светит и нам. И никогда не потухнет, ибо Христос, всегда живущий в Церкви, есть Свет миру (Ин 8, 12), а вера в Него, в Его Евангелие, есть истинная путеводная звезда Христова (см. 2Пет 1, 19). Без осияния её нельзя обрести ни Христа, ни Его Царства (см. Ефес 1, 18). Не будем же никогда терять её из вида, пусть она всегда освещает нашу жизненную дорогу.
Аминь.