Поучение на праздник Рождества Христова 1929г.
Слава в вышних Богу, и на земли мир,
в человецех благоволение (Лк 2, 14)
- Это песнь, которой приветствовали святые Ангелы Господа Иисуса Христа в ночь Его Рождества. Вместе с приветствием, вместе с славословием мы слышим в этой песни указание на то, что должно дать человеку пришествие на Землю Христа Спасителя. Сущность и конец всего служения Спасителя есть устроение мира на Земле. Этот мир и воспели Ангелы словами: И на земли мир, в человецех благоволение.
Что Христос принёс на Землю мир - для нас, христиан, нет в этом никакого сомнения. Но современное неверие сделало ходячей фразу о том, что Ангелы в ночь Рождества обещали мир и благоволение, а на деле до сих пор на Земле будто бы нет никакого мира. Часто то там, то здесь вспыхивают кровопролитные войны, - эти массовые бойни человеческие,- постоянно льётся на Земле кровь, люди сердятся, враждуют и вообще делают много зла. Раз Христос всего этого не уничтожил, хотя Ангелы и предсказывали это в ночь Рождества, значит, если Он и был на Земле, то ничего здесь не сделал.
Чтобы нам иметь ясное и правильное представление о том, что сделал Христос на Земле, какой мир он дал человечеству, мы ныне, в ночь Рождества, и остановим на этом вопросе своё внимание.
Ещё в Ветхом Завете было предсказано о том, что Спаситель придёт на Землю для того, чтобы стереть главу змия (Быт 3, 1 ), то есть уничтожить основного виновника зла, вражды, убийств - исконного врага человека -диавола, и тем водворить на Земле мир. Ветхозаветные пророки ясно указывали на эту цель пришествия на землю Спасителя. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Быт 49, 10), ясно пророчествует патриарх Иаков, благословляя на смертном одре сыновей своих, и названием Примиритель указывает цель пришествия Спасителя - примирить, восстановить порушенный мир. Пророк Исаия тоже называет Спасителя Князем мира и предвещал, что мира Его нет предела (Ис 9, 6-7.) И подлинно, как только родился Спаситель, Ангелы запели о том, что на земле воцарился мири благоволение в человецех (Лк 2, 13-14). Христос Спаситель неоднократно указывал на то, что Он принёс на землю мир. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14, 27), - говорил Он Апостолам в последней беседе с ними пред страданиями. Мир вам, - сказал Он ученикам в первый день по воскресении и, показав им руки и ноги и ребра своя, снова повторил: Мир вам. (Ин 20, 19-21). То же повторил Спаситель, когда пришёл в собрание Апостолов после восьми дней (Ин 20, 26).
В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему (Лк 10, 5), говорил Спаситель, посылая учеников Своих на проповедь. То же свидетельствовали и Апостолы. Апостол Павел писал к коринфянам: Христос Иисус дал нам служение примирения (см. 2 Кор 5, 18-19). Так Господь благовествовал мир нам, дальним и близким ( см. Еф 2, 17-18), Сам и чрез Своих Апостолов.
Итак, основная цель пришествия на Землю Спасителя была- водворение на Земле порушенного мира... Какой же мир восстановить пришёл Спаситель? Чтобы ясно себе представить это, рассмотрим принесённый Спасителем мир с трёх сторон.
Во-первых, и это самое главное, - Великий Примиритель установил мир между Богом и прогневавшим Его человечеством. Диавол, исконный человекоубийца и вдохновитель всего злого, ещё на заре человеческой истории искушением ввёл первого человека в страшный грех богоборчества, наглого противления воле Божией. Мы все знаем, как первые люди захотели быть богами, знающими доброе и лукавое, и нарушили заповедь, данную им Богом. За это противление Воле Божией прародители были наказаны лишением богообщения и изгнанием из рая. И возникло между Богом и человеком великое средостение, великая стена; они лишены были мира с Богом и благоволения.
Вот восстановить этот нарушенный мир и пришёл на Землю Великий Примиритель. Он взял на Свои рамена грех и грехи человечества, и вместе с ними ответственность пред Правосудным Богом. Зная тяжесть грехов, Он принёс за них Правосудному Богу Великую Крестную Жертву. Он умер за людей. И великий символ раздрания храмовой завесы от верхнего края до нижнего в момент Его смерти символизировал великое разрушение того древнего средостения, той стены, которая разделяла Бога и человека. И пришёл на Землю мир между Богом и человеком, мир, уничтоженный диаволом и восстановленный Христом Спасителем. Об этом ясно и определённо говорит апостол Павел: Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его... и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение (Рим 5, 10-12).
Вот первый плод мира, который принёс на Землю ныне Родившийся Христос.
Дохристианский мир был в великом разделении, в великой вражде. Избранный Богом иудейский народ стеною строгих законов Моисея был отделён от всего языческого мира; почитал язычников нечистыми, не любил их, не входил с ними в общение. О том, что и язычники между собою были во вражде и великом разделении, говорить не нужно, там не было и не могло быть цемента, могущего связать отдельные народы языческие в одну братскую семью. Таким образом, мир весь был разделён множеством стен. - Стеною от язычников был отделён народ иудейский, стенами между собой были разделены язычники. И этому миру разделённых и враждующих между собою народов принёс мир Христос. Он создал «Соборную» Церковь, великое вселенское международное общество своих учеников, в которое вошли все народы Вселенной и организовалась в мире великая братская международная семья, объединённая именем и учением Великого Примирителя народов. Пали стены, отделяющие друг от друга народы, в каждом народе оказалась часть верных учеников Христовых; и это ученичество Христу, вера в Него явилась тем цементом, который связал воедино общество истинных христиан всех народов. В этом обществе, в Церкви Христовой, нет уже иудея, ни язычника; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3, 28). Об этой стороне великого Своего дела Господь Сам пророчествовал: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего (иудейского) двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат глас Мой, и будет едино стадо и един Пастырь (Ин 10, 16). Один Великий Пастырь у громадного стада народов, верующих в этого Пастыря. А стадо это именуется Церковью, члены которой - христиане всех племён и народов. Христос Иисус, - говорит апостол Павел, - пришел благовествовал мир вам, дальним (язычникам) и ближним (иудеям), потому что чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2, 17-18).
Вот второй плод мира, принесённый на Землю ныне родившимся Господом.
Наконец, нельзя не отметить того мира, который водворил Христос в сердце каждого верующего. Можем ли мы изобразить тот мир, которым как даром неба обладает каждый истинный, подчеркиваю, - именно истинный христианин; мир, которым владели и владеют святые и праведные Христовой Церкви. Этот мир, по слову Апостола превосходит всякий ум (ер. Фил 4, 7). Этого не неизъяснимого мира не могут лишить ни скорбь, ни теснота, ни нагота, ни опасность, ни смерть, ни жизнь, ни несчастья, ни будущее (Рим 8, 35-39). Вспомните, как умирали святые проповедники за веру Христову. Если их, терзаемых всевозможными кровавыми пытками, пред лицом насильственной смерти не покидал мир, и они пели хвалебные гимны Христу и молились за мучителей, то какого доказательства еще надо для удостоверения подлинности этого мира христиан? А разве мы сами с вам, братие, хотя немного к числу немощных учеников Великого Примирителя, хотя бы временами не обладали тем состоянием, которое характеризуется словами: правда, мир и радость о Духе Святом (Рим 14 17) Подлинно, братие, всем нам, верующим во Христа, воссияло с Его пришествием множество мира во всяцем образе (2 Сол 3, 16), то есть во всех отношениях.
Итак, братие, правду пели Ангелы в ночь Рождества, возвещая на Земле мир и в человецех благоволение.
Но, братие, как говорит Апостол, не во всех вера (2 Сол 3, 2), и значит, не все достойны получить в обладание мир, принесённый на Землю Спасителем. В какой дом войдете, говорил Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь, сперва говорите «мир дому сему», и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится (Лк 10, 5-6). Значит, мир Христов почиет только на сыне мира, то есть на человеке, достойном его, а от всех прочих отнимается.
Вот почему в мире много зла, ссор и вражды, потому что много ещё людей, недостойных принять мир Христов.
Я не говорю о неверующих; в ограде Церкви Христовой множество плевелов, которых исторгать до жатвы не повелел Христос. - Вот откуда и войны, и убийства, и расприи, вражда, и ссоры. Это доказывает только то, что много есть людей, не хотящих принять, отвергающих мир Христов и находящихся по-прежнему в плену вдохновителя вражды, диавола...
Скажут: уж очень много в мире сынов диавола, так что незаметно истинных христиан, незаметно того мира который принёс Христос. Это мы знаем, но этим не смущаемся. Христос сам говорил много званных, но мало избранных (Мф 20, 16); Не бойся, малое стадо, Господь благоволил дать вам Царство (Лк 13, 32). Но знаем мы и то, что только Христос может исчислить верных сынов Своих, только Он знает число Своих верных слуг. А мы скажем, что если их и очень мало, если их только сотни, то и эти сотни обладают миром, принесенным на землю Христом, и правы были Ангелы, когда пели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
А на нас с вами, братие, лежит великая обязанность не оказаться в числе тех, мимо кого прошёл мир Христов. Чтобы почил на наших главах мир Христов, мы должны быть не по имени только, но на деле христианами.
Будем, братие, заботиться об этом, работать над собою, не покладая рук, - и мир Христов почиет на главах наших, и нам не нужно станет доказывать правду слов Ангелов: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Аминь.