Поучение на праздник Рождества Христова 1927г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Господь привёл нас, братие, встретить великий праздник Рождества Христова. Святая Церковь в торжественном богослужении ясными чертами живописует нам это дивное событие. Остановим наше внимание на подробностях непостижимого явления Бога во плоти.
Пресвятая Дева Мария жила постоянно в городе Назарете, в семействе своего восьмидесятилетнего родственника Иосифа, с которым была обручена, чтобы он был хранителем ея девства, и была непраздна. Когда период чревоношения подходил к концу, римский кесарь Август повелел сделать всенародную перепись в Римской империи, к которой тогда принадлежала и земля иудейская. А потому, согласно правилам переписи, каждый иудей должен был для переписи идти в тот город, из которого происходил. Так как Иосиф и Дева Мария происходили из рода царя Давида, который родился в городе Вифлееме, то они должны были отправиться из Назарета в Вифлеем.
Родной город неприветливо встретил путешественников. Им, вероятно, по бедности, не нашлось человеческого убежища в переполненном городе, и они вынуждены были укрыться на ночь в пещере, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свой скот. Это помещение для скота и было тем местом, откуда воссияло миру Солнце Правды - Христос Бог наш. Пресвятая Мария родила Господа Иисуса, сама повила Младенца пеленами и положила Его в ясли. Это было глубокой ночью, мир спал, и только ночь, вертеп и ясли были свидетелями этой великой тайны.
В эту же ночь недалеко от Вифлеема на поле находились пастухи или, как Церковь их называет, пастыри, которые стерегли свои стада. В момент рождения Спасителя их изумлённым очам предстало дивное видение. Тёмный свод неба озарился неземным блеском, и пред пастухами предстал светлый вестник неба - Ангел Господень - и возвестил им радость великую, мировую радость - Рождение Спасителя Мира, и велел идти в Вифлеем, в пещеру Рождества. Вслед за этим засияло всё небо. Явилось многочисленное воинство Небесное. И спящую землю огласил дивный гимн: Слава в вышних Богу, и на Земли мир, в человецех благоволение (Лк 2, 14).
Когда замолкли звуки ангельской песни, и всё погрузилось в прежний ночной покой, пастухи пошли в Вифлеем и поклонились родившемуся Господу. Вероятно, в этот же момент рождения Господа, а может быть и раньше, далеко от Иудеи, в Персидских краях, появилась необычная по виду звезда, которую заметили волхвы, учёные, занимающиеся наблюдением за светилами небесными. Волхвы, по им известным признакам, решили, что звезда эта означает рождение величайшего из царей. Тотчас же собрались они в путь, желая лицезреть и поклониться великому Младенцу.
Звезда привела их караван в Иерусалим, столицу Иудейского царства. Они отправились к царю Ироду и спросили его: Где родился царь Иудейский? Мы видели заезду его на Востоке и пришли поклониться ему (Мф 2, 2). Иерусалим, и больше всех Ирод, смутился от такой вести. В кровожадном и трусливом сердце восточного деспота мелькнула мысль о конкуренте, и немедленно созрел кровавый план избавиться от родившегося царя. Эта первая мысль первого гонителя Христова была началом того, что впоследствии воздвигло страшный крест на Голгофе. Но Ирод в тайниках сердца скрыл свою преступную мысль и просил волхвов на обратном пути зайти в Иерусалим и сообщить им местопребывание Младенца. Что было нужно ему, якобы, для того, чтобы поклониться Родившемуся.
Волхвы вышли из Иерусалима, снова увидели звезду, которая привела их к месту, где в то время было святое семейство. Волхвы, поклонившись Младенцу, принесли ему дары - золото, ливан и смирну. Ночью, перед отправлением на родину, волхвам во сне явился Ангел Господень и, раскрыв кровавый замысел Ирода, повелел не заходить в Иерусалим. И они иным путем пошли в страну свою.
Ирод, долго напрасно ждавший волхвов, наконец, догадался, что они намеренно не зашли в Иерусалим, страшно разгневался и отдал безумный приказ: избить в Вифлееме всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже. Так пролилась первая кровь нескольких тысяч первых маленьких мучеников за Христа. Приказ Ирода имел ввиду, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Но Ангел Господень велел во сне Иосифу с Марией и Младенцем бежать в Египет, и злая человеческая воля не смогла ничего сделать там, где Божия воля судила иное.
Вот мы, дорогие братие, обновили в своей памяти события, имевшие место в ночь Рождества Христова и вскоре после нея. События эти близко знакомы нам - христианам, и известны большинству из нас с детства, но обновлять их в своей памяти и благоговейно размышлять над ними, в особенности в день Рождества Христова, для нас существенно необходимо.
Эти страницы Евангелия, как и вообще всё Евангелие, - вечный неиссякаемый источник нашего освящения и назидания. Чем ближе Евангелие нашему уму и сердцу, тем вернее рост нашего богоподобного духа, тем скорее наш ветхий человек, будет тлеть, а новый расти и крепнуть (см. Рим 6, 6; 2Кор 4, 16).
И ныне я хочу обратить ваше внимание на ту сторону этих событий, в которой вокруг имени Христа с самого момента Его рождения встают и те, кто Ему верит, поклоняется и Им спасается, и те, кто не только не верит и не желает спастись через Него, но так ненавидит Его, что хотел бы стереть с лица земли самое Его имя. Первые - пастыри и волхвы, приносящие ему дар любви и поклонения, второй - Ирод, в безрассудной ненависти жаждущий смерти Господа.
И это не только при рождении Господа. Но, согласно со словами Симеона Богоприимца: Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий (Лк 2, 34), то же самое наблюдается во всей Его жизни. О начале Его жизни мы сейчас говорили, возьмем конец её. Буквально то же явление. Одни издеваются, глумятся, распинают Его. Другие молятся, как благоразумный разбойник, исповедуют Богом, как сотник, окружают любовью, как Иосиф и Никодим - плащаницей и мироносицы - ароматами.
Буквально то же отношение к Спасителю и после Его Вознесения. В начале жизни Церкви Его одни верят во Христа, исповедуют, проповедуют Его, как Апостолы и их ученики, другие противодействуют им, стараясь вырвать Христа из самого сердца человеческого. И в наше время одни следуют за Христом, исповедуют, проповедуют Его, другие, наоборот, стараются развенчать Христа, объявляют, что Его никогда не было и Евангелие имеет такую же ценность, якобы, как сказки.
Но может ли человек бороться с Богом? Может ли воля человеческая переменить или даже в чём-либо малейшем изменить волю Божию? А воля Божия создала в мире Церковь, про которую сказано, что врата ада не одолеют её (Мф 16, 18). Небо и земля прейдут, а слова Мои останутся, - говорит Христос (см. Мк 13, 31). И 1900-летнее существование Церкви христианской подтверждает эти слова как нельзя более.
Утопил ли Ирод Христа в крови невинных младенцев Вифлеемских? Крест Голгофский послужил ли во вред Христу и Его делу? Кровавые гонения язычников, иудеев первых трех веков нашей эры уничтожили ли Церковь? Ересь и расколы, бессильные потуги безбожников сделали ли дело свое?
- Нет, несомненно! Раз сказал Христос, что Его Церковь не одолеют врата ада, что Он будет с верующими во все дни до скончания века, то так оно непременно и будет. В борьбе диавола и его слуг с христианской Церковью могут погибнуть и погибают отдельные личности, впавшие в неверие, ересь и расколы. Но Церковь Его никогда не погибнет! Никаким силам, ни демоническим, ни человеческим, не удастся изъять из мира Христа - Владыку и Хозяина этого мира.
Зная это, братие, будем ещё тверже в нашей вере, исповедании, любви ко Христу, не увлекаясь никаким ветром учений. И, как ныне, всегда будем прославлять нашего Христа и Бога дивным Рождественским гимном: Слава в вышних Богу, и на Земли мир, в человецех благоволение.
Аминь.