Проповеди на праздники:


Поучение На праздник Рождества Христова 1925г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возвещаю вам великую радость, которая 

будет всем людям. Ибо ныне родился 

вам в городе Давидовом Спаситель, Который 

есть Христос Господь (Лук.2, 10-11).

Эти слова взяты из проповеди, произнесенной в Благословенную Рождественскую ночь. Не бренными устами человека произнесена она. Ангел Господень говорил эту проповедь. Не большое собрание людей было слушателями, а только несколько Вифлеемских пастухов.  Но  проповедь  эта потрясла и сердца своих немногочисленных слушателей на Земле, потрясла она и Небо. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2, 13-14).

Проповеданная апостолами и занесенная на страницы Евангелия эта проповедь потрясла Вселенную, склонившуюся к ногам родившейся, распятой и воскресшей Истины. Потрясает она в течение двух тысячелетий сердца всех, души которых не умерли для Неба. Потрясает она сейчас и наши сердца, наполняя их неизъяснимой радостью, доказывая правоту слов Ангела, что эта радость будет всем людям.

Где же причина этой радости? Где тот неиссякаемый, вечно бьющий родник воды живой, которая родит бесчисленное множество ручьёв радости, обтекающих весь христианский мир?

Этот таинственный родник в одном слове - Спаситель! Родился в мир и живёт в мире Спаситель, основное дело Которого спасти кого-то, находящегося в безнадёжном, бедственном состоянии. Мы, современные христиане, так привыкли к словам « Спаситель», «спасение», так сумели утерять живое представление о том состоянии гибели, рабства греху, в котором находились, что редко соединяем с этими словами всю необъятную громадность их значения. Нас редко поражает их великость. Так, часто спасённый забывает своего спасителя. Так чёрствы и неблагодарны люди.

Остановим свой ум на великости дела, сделанного для нас родившимся Спасителем.

Вообразите, что человек стоит на отлогом берегу бездонной пропасти, почва этого берега глинистая и скользкая, и ноги не имеют опоры. Покатость берега и скользкость почвы неизбежно влечёт несчастного к самому краю пропасти, на дне которой неминуемая гибель. Ни надежды, ни просвета, ни одной твёрдой точки опоры. Какой ужас, какое отчаяние!

Вдруг блуждающий взор несчастного увидел твёрдую почву. О, как хорошо и покойно было бы стоять на этой почве. Но кто перенесёт на эту почву? Как избавиться от гибели, как спастись? А скользкая почва всё ближе и ближе привлекает к краю пропасти. Гибель всё ближе, неизбежнее. Ещё один момент, и пучина гибели поглотила бы несчастного.

Но вот протягивается рука, твёрдая уверенная рука. Несчастный судорожно хватается за эту руку, и она легко и свободно освобождает от гибели, поставив на твёрдую почву. Как велика должна быть радость спасённого. Он, наверно, не сумел бы сообразить, что делать от радости. Или броситься на шею и без конца целовать своего спасителя, или кинуться к ногам его и целовать, обливая слезами прах, который попирают его ноги. Так не знает преисполненное радости сердце, как выразить то, что неудержимым потоком рвётся наружу.

С тех пор, как согрешил человек и зло воцарилось в мире, мир весь, по слову апостола  Иоанна,  лежит во зле ( 1 Ин 5, 19). Сколько раз бешеные волны зла готовы были затопить человечество. Достаточно вспомнить положение человечества перед всемирным потопом, во время построения Вавилонской башни, кричащие:  «распни Его» толпы обезумевших иудеев, чтобы понять весь ужас господства и силы зла в мире.

Почва, по которой ходят люди, глинистая, скользкая. Неправды, ложь, обман, ненужная суета, ненависть и злоба, вражда и преступления, стоны, слёзы и кровь невинных- вот части, из которых состоит эта скользкая почва.

Увеличение греха, сильная наклонность к упорному пребыванию в нём - вот та отлогостъ, по которой катятся ноги человека.

Вечная духовная смерть, вечная гибель -  вот  дно той пропасти, к которой неизбежно влечётся человечество.: чувствующее свою гибель, но не имеющее возможности ее предотвратить.

Но вот раздается ангельская проповедь, и нисходит с Неба на Землю, рождается Невместимый Христос Бог. Сходит и живёт на Земле. Ходит по ней, не касаясь её греховной скользкой почвы Своими пречистыми стопами. Он не заинтересован Землёй, лежащей во зле, Он не нуждался ни во дворце, удовольствовавшись вертепом. Даже кроватки детской не нужно Ему, ясли исполнили её обязанность. Ни угла своего, ни обеспеченного существования, ни мирской славы, ни почестей - ничего не надо Ему.

Ходя по земле и,  так сказать,  скользя поверх её ценностей, Он проповедовал о иных ценностях: о твёрдой почве Неба, о Царствии Божием. Какая польза, - говорил Он-, человеку, если приобретёт он, весь .мир? (Мф 16, 26). Не любите .мира и всего, что в мире (1Ин 2, 15). Не собирайте себе сокровищ на Земле, где тля тлит, и воры подкапывают и крадут (Мф 6, 19).

- Оставьте, как бы так говорил Христос, Землю. Ибо если увлечётесь ею, в житейском море будете бросать  якоря ваших надежд, то, скользя по этой влажной почве, неизбежно упадёте на дно гибельной пропасти. Здесь мир призраков, всё тленное, всё насыщено гибелью, всё обречено уничтожению. В этой зыбкой почве нельзя,  неразумно пускать корни своей жизни. Есть другая твёрдая почва. Это - Небо. Откуда вы пришли и куда должны стремиться. Собирайте себе сокровище на Небе, где всё прочно навеки. Где ни тля тлит, ни воры не подкапывают и не  крадут (Мф 6, 19). Ваше отечество на небесах. Но у самих вас не хватит сил завоевать небо. Вот вам рука Моя, обопритесь на неё, она достаточно сильна, чтобы со скользкой, обманчивой почвы Земли перевести вас на твёрдую, надёжную почву Неба. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). А верующие в Меня, дела, которые Я сотворил, и Он сотворит, и больше сих сотворит (Ин 14, 12). Посему идите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф 11, 28).

Так родившийся Спаситель спасает нас от неизбежной вечной гибели и, указывая властно на Небо и протягивая руку, переводит нас со скользкой почвы Земли на твёрдую почву Неба.

Итак, мы спасены. Как велика должна быть наша радость, как сильно должно быть переполнено сердце наше этой радостью! И как нам не радоваться ныне, братья­ христиане? Ныне, когда родился наш Спаситель, наш Путь, наша Истина, наша Жизнь(см. Ин 14, 6).

Так будем же радоваться этой неземной рождественской радостью. Этой радостью окутаем всё время светлых Рождественских праздников. Пусть эта святая радость осветит своим небесным светом и наши земные праздничные радости, и всю нашу жизнь. А я, пастырь ваш, в эти торжественные минуты праздника великого вместе с Ангелом снова обращусь к вам с теми же словами, с которых начал. Они теперь для вас будут более понятны: Возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь (Лк 2, 10-11).

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх