Поучение на Литургии в день Святой Троицы 1928г.
Братия христиане! Мы только что пережили ныне заканчивающийся самый светлый, самый возвышенный по силе религиозных переживаний период в годичном кpyгe праздников христианских. Этот период тянется пятьдесят дней, начиная с первого дня светлого Христова Воскресения, заканчивается таинственнейшим из праздников христианских, днём Сошествия Святаго Духа. Как два великих и ярких светильника окаймляют эти праздники этот период, сообщают им неземной свет, источающийся от них. В середине этого пятидесятидневного периода стоит праздник Преполовения, заключающий в себе обещание и предчувствие великого события - низведения на землю, по ходатайству воскресшего Господа, Духа Утешителя. За десять дней до конца, в сороковой по Воскресении Христовом, торжественно совершается праздник Вознесения Господа нашего на небо, а в пятдесятный день, праздничный канун которого уже наступил, воспоминается и светло празднуется Сошествие Святаго Духа на Апостолов.
Так как в этом событии участвовала вся Святая Троица: Бог Отец ниспослал Бога Духа Святаго по ходатайству Бога Сына, - праздник Пятдесятницы называется ещё Троицыным днём, днем Святой Троицы.
Обновим в своей памяти события, послужившие основанию нынешнего праздника, а потом выясним его неизмеримое значение для Святой Церкви Христовой и нас, Её членов.
Евангелист Лука в книге Деяний святых Апостолов повествует, что Господь Иисус Христос перед самым Его вознесением на небо собрал учеников Своих и повелел им: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым (Деян 1, 4-5). Имея это определённое обещание, святые Апостолы и верующие во Христа после Вознесения не покидали Иерусалима, всё время были вместе, в Сионской горнице, пребывая в постоянной усердной молитве, и трепетно ожидали сошествия Святаго Духа.
И вот, в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, в десятый день по Вознесении Христовом, утром поднялся сильный шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Явились им, разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на разных языках, как Дух давал им, провещевать (Деян 2, 2-4).
В это время Иерусалим был полон народа, в нём были не только его постоянные жители, но и громадная масса иудеев, живших в рассеянии, в разных странах тогдашнего мира. Необычный шум привлёк громадные толпы народа, он окружил дом, где находились Апостолы. Последние, облекшись силою свыше, вышли на кровлю дома и начали проповедь на разных языках, так что каждый вполне мог слышать проповедь на языке народа, где родился и вырос. Это изумило толпу, начались возгласы удивления. Были предположения о том, что Апостолы напились сладкого вина (см. Деян 2, 13).
Тогда возвысил свой богодохновенный голос первоверховный апостол Петр и начал говорить об истинной причине удивившего толпу явления, указавши, что ещё пророк Иоиль предсказал, что Господь некогда изольет на верующих Святаго Духа, и они будут пророчествовать (см. Иоиль 2, 28-32). Апостол уверил народ, что ныне произошло это предсказанное пророком событие. Распятый иудеями воскресший Христос, приняв обетование Святаго Духа от Отца, излил ныне то, что вы видите и слышите (см. Деян 2, 33). Твёрдо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли, - закончил Апостол свою вдохновенную проповедь (Деян 2, 36). Сила Духа Святаго, которою был переполнен вдохновенный Апостол, покорила слушателей, они умилились сердцем, и крестилось в тот день душ около трех тысяч (Деян 2, 41).
Вот, братие, событие, которое мы торжествуем ныне. Нетрудно по одному описанию заметить, что это событие было не чем иным, как началом, днем рождения Святой Церкви Христовой. Она начала свою спасительную в мире миссию в тот самый момент, когда с неба появился шум и наполнил дом, где были святые Апостолы. Дух Святый в виде огненных языков, обильно излился на святых Апостолов. И непосредственно, без всяких внешних форм человеческого посредства, - совершил таинства Крещения, Миропомазания, Священства. В Сионской горнице неповторяющимся после способом были крещены все собравшиеся верные, на всех излилась обильно благодать Всесвятаго Духа. А святые Апостолы, двенадцать учеников Христовых, Святым же Духом были поставлены во епископы. Апостол Петр, вышедший на кровлю дома, был уже епископ! Его проповедь была проповедью Архиерея! Тотчас же образовалась Церковь, как общество возрождённых Духом Святым верующих во Христа. Сначала было сто двадцать, после проповеди Петра и крещения - три тысячи сто двадцать, несколько дней спустя - восемь тысяч сто двадцать человек, а Господь всё прилагал верующих, увеличивая количественно Святую Церковь Свою.
Таким образом, в день Сошествия Святаго Духа, в третий час дня праздника Пятидесятницы начала обильно изливаться в мир благодать Святаго Духа, образовала Церковь со всей полнотой духоносной благодати. Прекратился шум, стали невидны огненные языки, а благодать Святаго Духа ни на один момент не переставала изливаться, изливалась с того великого дня вот уже почти две тысячи лет, изливается и сейчас, будет изливаться и впредь до Второго Пришествия Христова.
В день сошествия Святаго Духа она совершила Крещение, крещение стало совершаться непрерывно потом. Крещены были Апостолами три тысячи душ, затем пять тысяч. Крещение совершалось и преемниками Апостолов, совершается и ныне. И мы с вами, братие, крещены, крестят и наших детей, и до конца мира будет совершаться святое Крещение.
В день сошествия Святаго Духа были поставлены первые епископы и священники, и это поставление тоже не прекращается до наших дней. И в наши дни Святый Дух поставляет епископов и священников, и мы имеем Духом Святым поставленных пастырей, а через них над нами совершаются все спасительные Таинства Христовой Церкви.
В день сошествия Святаго Духа впервые родилась вдохновенная проповедь только что поставленного епископа Апостола! Проповедь действенная, духоносная, преизобильная, исполненная благодати. С тех пор не прекращается эта проповедь. Она пронеслась по вселенной. И в наши дни мы ежедневно слышим в чтениях Апостола духоносную проповедь самих Апостолов, слышим проповеди Духом Святым поставленных пастырей наших.
В день сошествия Святаго Духа все, получившие Его, духовно возродились, переменились, стали совсем иными, новою тварью, и до сих пор это действие Святаго Духа продолжается. Вспомним святых Апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и праведных всех времен жизни Церкви. Припомним их жизнь и дела, молитвы и чудотворения, и мы убедимся, что и ныне Святый Дух возрождает, переделывает ветхого человека в нового, новую тварь.
Со дня сошествия Святаго Духа начала распространяться Святая Церковь. Это её распространение поглотило лyчших людей во всей вселенной. Церковь распространяется и теперь, и распространение Её кончится концом мира.
В день сошествия Святаго Духа Апостол низложил мнение неверующих, говоривших про Апостолов, что они напились сладкого вина. Победил это мнение, обратил к вере три тысячи душ. И доныне Святый Дух умудряет богоносных Отцов и Учителей Церкви низлагать ереси и неверие. Богоносные Отцы и Учители Церкви в борьбе с ересями оставили нам победное знамя Православия - Символ веры, свои богодохновенные писания, которые доныне умудряют нас во спасение.
Словом, в день сошествия Святаго Духа начала свои спасительные действия Святая Православная Церковь Христова. Действовала она, начиная с этого дня, все две тысячи лет Ея существования. В полной мере и с полной силой действует она и теперь. Поэтому, братие, не может быть и вопроса, какое великое знаменательное значение имеет для нас событие, создавшее наш нынешний праздник. Это не воспоминание события Сошествия Святаго Духа на Апостолов только, а преискреннее переживание начала рождения того, что действует в полной мере ныне и делает нас живыми участниками никогда не прекращающегося излияния на верующих Всесвятаго Духа. Господь обещал нам дать воду живую, текущую в жизнь вечную (см. Ин 4, 14), и ведь дал эту воду в Пятдесятый день по Своём Воскресении. Эта живая вода - благодать Духа Святаго. И ныне в мире заключена она в священный кладезь Святой Церкви, которой имеем честь и блаженство принадлежать и мы с вами.
Подойдём же, братие, вплотную к этому спасительному кладезю воды жизни, припадём к нему жаждущими устами и будем пить животворную влагу благодати Всесвятаго Духа. Пусть и ныне есть люди, которые в других выражениях говорят про Церковь и её деятелей - «они напились сладкого вина». Мы знаем, Что мы пьём, мы знаем, Кто и зачем нам дал эту Живую Воду. Мы знаем, что поток этой воды увлечёт нас в Жизнь вечную. Мы знаем, что при нашем желании и усилиях эта вода утолит вполне нашу духовную жажду, переродит нас, укрепит и освятит, сделает причастниками Жизни вечной ещё здесь, на земле, и по ту сторону гроба увенчает нас венцом невообразимого блаженства в Царствии Отца нашего Небесного.
Аминь.