Поучение I. В неделю мытаря и фариcея.

Поучение I. В неделю мытаря и фариcея.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко Храму Святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Когда кому-нибудь предстоит какое-либо великое или важное дело, то он заблаговременно всеми возможными мерами приготовляется к совершению его. И нам с вами, возлюбленные, предстоит великое, чрезвычайно важное дело, – в течение наступающаго Великаго поста, – очистить свою совесть покаянием; потому св. Церковь и заповедует нам и руководит нас, с нынешняго дня, начать свое приготовление к покаянию.
Сознаемся, что мы, особенно в деле нашего спасения, крайне слабы и грешны кругом, – так слабы, что и помыслить сами по себе, без благодати Божией, ничего хорошаго не можем, – так грешны, что говорим о себе правду, когда говорим: «что ступили, – согрешили». Поэтому нам следовало бы быть всегда смиренными во всех отношениях; а между тем, посмотрите, как многие из нас подымаются гордостию, самовозношением, тщеславием, презорством, не имея ни малейшаго основания к такому отвратительному превозношению себя самих. Иной в этом отношении доходит просто до безумнаго и ужаснаго состояния, так что и приступа к нему не бывает, страшно и приступиться к нему.
И вот любвеобильнейшая и самая заботливая о нас мать наша, св. Церковь, единственно верная воспитательница наша в духовной жизни, предлагает нам, на весь идущий Великий пост, Божественное свое руководство к истинному покаянию, к истинно-христианской нравственной жизни, в своей Постной Триоди. И прежде всего, в этом своем руководстве, на нынешний день, показывает нам все безобразие и гнусность порока гордости, приводящей человека к временной и вечной погибели и никак не свойственной христианину, и в то же время раскрывает нам всю красоту и привлекательность добродетели смирения, дающаго человеку и временное и вечное спасение, и составляющаго неотъемлемое свойство всякой души христианской; показывает и раскрывает это св. Церковь в Евангельской притче о мытаре и фарисее, и неподражаемо выясняет ее нам в нынешнем, первом приготовительном к посту, Богослужении. Однажды, говорит, два человека, мытарь и фарисей, пришли в церковь помолиться. Фарисей и тут показал всю свою надменную гордость, самовозношение, тщеславие и презорство: стал впереди всех, в молитве начал перечислять свои мнимыя добродетели, на беднаго мытаря и не взглянул, говоря, что я не таков, как сей мытарь, делаю и то и то, и вообще – несмь, якоже не только мытарь, но и все прочие человецы. Вот куда превознесся! Что же делает мытарь? Мытарь, напротив, стал позади всех, не смел и очей поднять на высоту небесную, глубоко сознавал и чувствовал всю свою греховность, заливался горькими слезами, бил себя в грудь и одно только в умилении говорил: «Боже, милостив буди ми грешному!»
Что же вышло из того и другого?
О, возлюбленные, суд св. Церкви и суд Божий не то, что суд человеческий! В песнях церковных самодовольный фарисей сравнивается с плывущим по морю на корабле, а самоуничиженный мытарь – с плывущим на утлой ладье. Но того, говорится, потопила буря самовозношения ударом о камень гордости; а сего глубокая тишина самоуничижения и тихое веяние воздыханий покаянных привели безопасно к пристанищу Божескаго оправдания. В тех же песнях еще фарисей сравнивается с едущим на колеснице, а мытарь – с идущим пешком. Но последний, говорится, припрягши к сокрушению смирение, упредил перваго, заградившаго себе путь камнями самохваления. В заключение же притчи сказано, что сей, т.е. мытарь, пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т.е. фарисей; «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:10–14). Итак, по суду Божию, гордый всегда будет унижен и никогда не получит спасительнаго оправдания, а смиренный, во всяком случае, будет возвышен и получит спасение; потому что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак.4:6). Следовательно, кто желает спастись, тот непременно должен уничтожить в себе демонскую гордость, и вместо нея посадить в душе своей Христово смирение. Но кто из нас может сам собою сделать это? Мы сказали уже, что мы крайне слабы, – так слабы, что и помыслить ничего добраго не можем без благодатной помощи Божией. Св. Церковь знает эту нашу слабость, и потому-то на весь пост вложила в уста наши трогательную покаянную песнь: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..., вложила для того, чтобы мы постоянно твердили ее, проходя покаянное поприще, до тех пор, пока вымолим ею себе истинное покаяние.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Слаб я, Господи, и безсилен, – так слаб и безсилен, что сам по себе не могу ни найти, ни отворить дверей покаяния. Ты, Господи, это знаешь; укажи же и отвори мне, Сам укажи и отвори мне двери истиннаго покаяния. Ты, Господи, милосердый Податель жизни. Это я знаю, и от души верю этому; не попусти же мне погибнуть во грехах моих, оживи мою бедную душу, омертвевшую от греха!
Утренюет бо дух мой ко храму Святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен... Дух мой чувствует свое греховное омертвение, он и стремится к св. храму Твоему, Господи, чтобы найти здесь живительный пластырь для уврачевания своей греховности; но он, как самыя тяжелыя оковы, носит на себе, весь оскверненный, храм телесный и ничего не поделает с ним... Но Ты, милосердый Господи, хочешь и можешь очистить всю мою скверну греховную; очисти же меня, Спасе мой, от всякия скверны плоти и духа, Сам очисти, ибо я не могу этого сделать, – очисти, яко щедрый, благоутробною Твоею милостию!
Отвергнув от себя фарисейскую гордость и запинающий нас грех, будем из глубины души воздыхать так ко Господу, с мытаревым смирением, в продолжение всего Великаго поста; и милосердый Господь, без сомнения, отверзет нам двери истиннаго покаяния, очистит нас от всякаго греха, помилует и спасет нас. Аминь.

Наверх