Последний суд

Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф.3:12)

В нынешний воскресный день Церковь с величайшим благоговением и умилением воспоминает имеющий быть в конце мира страшный суд Христов. Картина этого суда приводила и приводит в трепет не только искренних христиан и святых, добре подвиг жития совершивших, но и всех Ангелов, свидетелей нашей жизни. Откроется пред взорами всех несравненное, страшное величие Самого Творца и Господа Спасителя рода человеческого, пред Которым солнце, как тьма, – и невиданные никогда величие и слава Ангелов небесных, которые подвигнутся со Своим Господом на всемирный суд; все человечество явится нагим и открытым и пред собою и пред взорами всех; каждый увидит себя таким, каким он был и есть; и каждый предстанет с написанною книгой своей совести, в которой ни одна йота не утаится. Все помышления, слова и дела обличатся, как ясный день; прекословию или оправданию не будет места. Произнесется последний приговор Праведного Судии на всю вечность – для одних всерадостный, для других страшный и повергающий в безотрадное отчаяние. Суд этот, в ясных словах упомянутый во многих местах Ветхого и Нового Завета, особенно Нового по неложным словам Самого Господа, пророков, Предтечи и Апостолов, требуется и по законам самого разума человеческого, которому врождена способность все обсуждать, взвешивать, оценивать обо всем произносить суждение; требуется нашею совестью, которой дана тонкая, врожденная способность различать добро и зло и побуждение – следовать всему доброму, истинному, честному, высокому, святому – и удаляться злого, лживого, бесчестного, низкого, греховного. Страшный суд есть последнее, окончательное, грозное проявление с одной стороны – правды и милости к праведным и покаявшимся, а с другой – праведного, страшного нестерпимого гнева Божия к неверным и нераскаянным грешникам, во зло употребившим все дары Его благости и милости, все долготерпение Его. О страшном последнем Суде над нечестивыми пророчествовал и седьмой от Адама Енох говоря: се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, ими же нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечестивии. Святой пророк и царь Давид во многих псалмах пророчествует о последнем суде Божием праведном: яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истинною Своею. Христианские народы будут судимы по Евангелию, насколько они были верны и послушны или неверны и непослушны ему, а неверные и язычники – по закону совести. Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут: и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут. Христиане и особенно православные, получившие все средства благодати ко спасению и пренебрегшие ими, будут подвержены особенно страшному наказанию, большему чем другие, не принадлежащие к православной вере и Церкви. Яко время начати суд от дому Божия, – говорит Апостол, – аще же прежде от вас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? Если с зеленеющим деревом (Иисусом Христом) так ужасно поступила правда Божия, правда Отца небесного, то с сухим, что будет?

Особенно строго поступит правда Божия с ересеначальниками, раскольниками, сектантами, искажающими Евангелие и учащими вопреки Христу: аще мы, или Ангел с небесе благовестит есть паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Вера христианская требует от нас покорности своему учению, дел покаяния, обновления, одеяния брачного, чистоты и святости, без коих никто не узрит Господа; требует Духа Христова, духа кротости, смирения, простоты, беззлобия, нестяжательности, милосердия.

Множество христиан живет по язычески, и хуже язычников: таковы пьяницы, прелюбодеи, лихоимцы, богачи, собирающие только себе, а не в Бога богатеющие; гордые презрители ближних, одержимые завистью, духом непокорности, своеволия, которые кажутся мудрыми себе и пред собою разумными. Все таковые если не раскаются и не исправятся, осуждены будут в муку вечную. Таким образом Суд страшный будет окончательным проявлением правды и милости Божией к верным и благопокорным и – проявлением страшного гнева Божия к неверным и противникам Божиим и поругателям Его праведных судов: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет: По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия.

Поспешим же, братия и сестры, на покаяние и будем тщательно готовиться ко дню страшного суда Божия, суда окончательного, решающего судьбу нашу на всю вечность. Аминь.

Наверх