Последнее предсказание о Петре
И сия рек Иисус, изыде со ученики своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград (Ин. 18:1).
Так благовествует св. Иоанн после того, как изложил прощальную беседу Спасителя с учениками и Его молитву ко Отцу. Св. Матфей пишет: и воспевше изыдоша в гору Елеонскую. Тогда глагола им Иисус: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию (Мф. 26:30–31). В таком же порядке, как у св. Матфея, излагаются события у св. Марка (Мк.14:27–28). Итак, несомненно, что тогда, как окончились прощальные беседы Спасителя, тогда, как вышли из сионской горницы в гору Елеонскую, Господь еще раз сказал об опасности, угрожающей Петру, за чем следовало передаваемое св. Лукою предвозвещение Спасителя о наступающих бедствиях (Лк. 22:35–39) Итак, снова проповедь о Петре.
Тогда глагола им Иисус: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию.
Соблазн о Христе Иисусе означал в учениках ту слабость духа, какую допустили они до себя, смущенные бурею бед, поднятых злобою Синедриона. Это не означало отступления от веры в Христа Иисуса, однако заключало в себе начало отступления, было колеблемостию в вере, когда ученики, увидав Того, Кто дотоле в их глазах был так могуществен, окруженного позором, без сил, без помощи, растерялись в мыслях, в страхе бежали от Него и колебались сомнениями: Он ли хотяй избавити Израиля. – В конце прощальной беседы Апостолы сказали Господу: ныне вемы, яко от Бога изшел еси. Господь кротко заметил им тогда: ныне ли веруете?.. Се грядет час и Мене единаго оставите (Ин. 16:31–32). Эту слабость их показывает Он им и теперь. Он пред тем отдал высокую честь их верности, с какою следовали они за Ним, несмотря на разные неприятности, какие доводилось терпеть им от Иудеев (Лк. 22:28). Но эта верность – Сердцевидец видит – не так тверда, чтобы устоять против наступающих бед. Так, Сердцевидец видит и дает видеть вам, что значит воля самых лучших людей, оставленная самой себе, без особенного благодатного подкрепления, в часы искушений. Если во всех Апостолах открылась сильная слабость в ночь соблазна, то наверно не найдется ни одного, для кого бы не было своей ночи соблазна с печальными ее событиями. «Мы все много грешим», говорит просвещенный Духом Святым Апостол (Иак.3:2). Сей-то урок преподает Спаситель слушателям всех времен, когда говорит Апостолам: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию.
Писано бо есть: поражу Пастыря, и расточатся овцы стада.
В отношении к Апостолам Господь смягчает печальное будущее тем, что поставляет это будущее в связи с древним пророчеством. Это не значит того, что Он оправдывает слабость учеников Своих неизбежною необходимостию, Он говорит только, что опасность слабости человеческой давно уже была предсказана, и потому надлежало немощным умножить внимание к себе самим. Спаситель указывает на слова того же Пророка Захарии (Зах.13:7), который предсказал о цене, какою оценит Израиль Мессию-Пастыря (Мк.14:27) Итак, это есть пророчество о Мессии, и исполнением сего пророчества Спаситель дает видеть в своем лице Мессию, давно ожиданного.
По воскресении же Моем предваряю вы в Галилеи.
Любящий Учитель утешает учеников Своих, хотя слабость их, конечно, не была Ему приятна. – Он утешает их тем, что наступающая буря скоро пройдет, – ни Его страдания, ни их рассеяние не продлятся долго. Они еще не успеют после праздника Пасхи возвратиться в Галилею, как Его уже не будет во гробе; в Галилею Он явится для них Пастырем, чтобы собрать их опять, как робкое стадо; хотя они Его оставят, но он их не оставит в заботливой любви, – Сам соберет их.
Отвещав же Пeтр, рече: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (Мф.26:33).
Пылкий Петр никак не хочет перенесть, чтобы падало на него подозрение в готовности оставить Учителя, столько любимого, столько уважаемого им. Для других учеников Он считает возможным уклонение от Христа Господа, но не для себя: о себе говорит, что не только в эту ночь он будет выше всякого соблазна, но и никогда не соблазнится. Какой мрак наводит на взор души нашей самонадеянность, когда долго остаются под ее влиянием!
Аминь, аминь глаголю тебе, яки днесь, в нощь сию, прежде даже вторицею петель не возгласит, трикраты отвержешися Мене.
Таков был ответ Спасителя Петру, по повествованию св. Марка (Мк.14:30). Здесь отзыв о Петре передан, без сомнения, со всею точностию, поскольку передан Он учеником Петра.
Отзыв необыкновенно сильный. Сила его растет с каждым словом. Верным словом Своим уверяя, говорит Господь, что Пeтр, который поставил себя выше всякого соблазна на всю жизнь, ныне, в эту ночь, до наступления утра, не раз, а три раза, не то что соблазнится, а откажется от Господа Своего.
Будущее падение Петра изображено с определенною точностию. У св. Марка сказано, что прежде, чем два раза пропоет петух, Петр три раза отречется от Христа. У св. Матфея сказано: прежде даже алектор не возгласит трищи отвержешися. Св. Матфей своими словами выражает то же самое, что сказано у Марка. Так как первое, полунощное пение петуха редкие слышат, то обыкновенно под петлоглашением разумели второе пение петуха, которое бывает после полуночи пред наступлением утра (3Мак. 5:15; Мк. 13:35). Так выражается св. Матфей, указывая на то пение петуха, которое дает знать о близости утра и, следовательно, предполагает первое пение, предшествовавшее сему позднему.
Он же – Петр – множае глаголаше паче: аще ми есть с Тобою и умрети, не отвергуся Тебе. Такожде и вси глаголаху (Мк.14:31).
Петр настойчивее прежнего уверял в своей непоколебимой твердости, еще резче прежнего противоречил Господу, как будто он лучше Господа знал себя. Печальное самообольщение! Рех в обилии Моем не подвижуся во век. – Отвратил же еси лице Твое и бых смущен, говорил Давид (Пс. 29:7–8). Почему бы Петру не вспомнить об этом опыте Давида? Он не был бы тогда так щедр на обещания. Но так омрачает ум наш коварное самолюбие! И прочие ученики не хотели быть слабее Петра, и они высказывали решимость умереть вместе с Господом. – Спаситель не сказал более ни слова на уверения Петра, не отвечал и на уверении учеников: Он предоставил событиям ночи оправдать предсказания Его и убедить учеников в их ошибках о себе. Вместо того, чтобы слушать ненужные уверения, Он еще раз обращает внимание их на то, какое опасное для них наступает время.
И рече им: егда послах вы без влагалища и без меха и без сапог, еда чесого лишени бысте! Они же реша: ничесоже. Рече же им: по ныне, иже имать влагалище, да возмет такожде и мех, а иже не имать, да продаст ризу и купит нож (Лк. 22:35–36).
Спаситель напоминает ученикам известное для них прошлое. Потом с этим прошлым ставит в ряд неизвестное для них и известное Ему будущее. Когда посылал Я вас, говорит Он, на проповедь евангельскую, и согласно с Моею волею не имели вы с собою ни мешка с деньгами, ни сумы с хлебом, ни сапог на случай неприятной погоды: видели ли вы тогда в чем-либо нужду? Да, тогда везде принимали их с любовию и спешили доставлять им все нужное. Признательные ученики чувствовали попечение о них Промысла и на вопрос Христа Иисуса, не так как иные из нас, которые никогда не довольны своею участию, всегда жалуются, всегда скучают, что у них нет того, нет другого, – ученики Христовы отвечали, что ни в чем не имели они нужды. Таково бывает воспитание в жизни духовной. До времени покоит слабых незримый Промысл. Но затем, по мере укрепления их, наступает другая наука, наука нужд, испытания, скорбей.
«Но теперь, – говорит Спаситель, – кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет меча, продай одежду и купи меч». Что значат эти слова? Буквальный смысл их не соответствует мыслям Спасителя, поскольку Спаситель не желал видеть меч в руках проповедников слова Его. Остается признать здесь приточное изречение. Какой же смысл сего изречения? Так как предшествующие слова заключают в себе изображение покойной, счастливой жизни учеников, а сей жизни прошлой противополагается будущность иного вида, то противная картина, без сомнения, изображает бедствия, опасности, тревоги. Спаситель говорит: теперь настает другое время, такое время, когда не ждите себе ни помощи, ни сострадания, такое время, когда по мирскому обычаю надлежало бы продать одежду, чтобы только купить меч; так много ждет вас неприязни, вражды, ненависти; – на это время много надобно иметь средств для защиты духа. Итак, это приточное изречение сходно по смыслу с пророчественным изречением, сказанным Петру воскресшим Спасителем (Ин. 21:18).
Глаголю 6о вам, яко еще писаное се, подобает, да скончается о Мне еже: и со беззаконными вменися. Ибо еже о Мне кончину имать, т.е. «сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему слову Писания: и к злодеям причтен. Ибо все, чтó о Мне писано, приходит в исполнение». Итак, Христос Иисус доведен будет до такого унижения, что даже, по предсказанию Пророка Исаии (Ис. 53:12), причтен будет к злодеям. Это вовсе не согласно с мечтами иудейскими о Мессии, царе земном; это не обещает ни власти, ни богатства, ни почестей последователям Христовым. Напротив, так как слуге нельзя быть выше господина, ученикам Иисуса должно ожидать себе скорбей и терпеть все ради царствия небесного.
Они же реша: Господи, се ножа зде два. Он же рече им: довольно есть (Лк.22:38).
Довольно есть – это обыкновенное в восточных странах выражение, когда показывают, что недовольны словами другого (Втор. 3:26). Ученики Иисуса недостаточно понимали Его. Тогда как Он говорит о страдании и терпении, о скорбях и молитве, они думают, что нужны мечи для защиты. Довольно есть, говорит Тот, Кто видел не только положение немощных рыбарей Своих, но и все то, что потом в ряду веков совершалось мечом Петра в Риме.
О Господи! Даждь нам зреть наши немощи, даждь нам зреть наши прегрешения, чтобы в чувствах смирения испрашивать и принимать всесильную благодать Твою. Аминь.