Послание в связи с трехлетней годовщиной его интронизации 1920г.

Послание в связи с трехлетней годовщиной его интронизации 1920г.

Божиею Милостию, Мы, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Российской Православной Церкви: благодать и мир вам да умножится.

Ныне исполняется три года возведения Нашего недостоинства в сан Патриарха.

В годину гнева Божия на Русскую землю, в дни многоскорбные и многотрудные вступили Мы на древний престол Патриархов Российских. И многие ждали тогда от нас, что вместе с церковным кораблем и РУССКИЙ НАРОД БУДЕТ УПРАВЛЕН и проведен Нами чрез пучину зол и бедствий, облегающих ны. Но и до днесь испытания изнурительных войн и междоусобной брани, смута и разруха, голод и нестроения терзают родину нашу.

Но если надежды и чаяния избавления и спасения предъявляют Церкви Христовой и к Нам – ее смиренному служителю, то и средства для спасения подобает искать и почерпать лишь в своей области. И Мы считаем, что средства для спасения родины подобает искать и указывать не в тех или иных формах правления, не в тех или иных общегосударственных начинаниях, быть может, важных, нужных и полезных, но находящихся вне Нашей области, которая вся не от мира сего, и будучи прежде всего служителем Духа, Мы должны указывать иные, не земные, – высшие духовные начала: веру в Промысл Божий, сознание своей греховности, сознание людского бессилия, покаяние, любовь к ближним, прекращение раздоров, искреннюю и горячую готовность, и не на словах только, а на деле жертвовать всем дорогим ради спасения родины, памятуя непреложность закона, что праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестье народов (Притч. 14:34), что семя свято стояние мира (Ис. 6:13) и что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее (Притч. 2:21–22). А посему в поучениях, обращениях и посланиях Наших звали Мы верных чад Наших к покаянию, к вере, любви, к прекращению междоусобной вражды, к прощению, а не мщению.

Звали и зовем к согласию классов, к тому, чтобы попытаться мирно сговориться друг с другом и принять участие в общем деле спасения родины.

Звали и зовем к насаждению реформ не путем насилия, а путем постепенного широкого нравственного влияния, просветления личности и перевоспитания общества на чисто христианских началах, без чего всякие реформы в конце концов сведутся на нет.

Лишь на этих основаниях возможно спасение государства, ибо само несчастье, обрушившееся на родину нашу, ниспослано нам за беззаконие наше, и доколе не вразумится русский народ, доколе в основание спасения своего не положит учения евангельского и не будет новую свою жизнь строить со Христом и во Христе, не отвратится от нас карающая десница Божия.

И уже под безграничной милостию Божией все глубже и глубже в сознание народа проникает убеждение в необходимости таких коренных нравственных реформ и такого очищения духа, а наша Святая Церковь становится поистине светильником в темном месте и пристанью для корабля, плывущего по бурному житейскому морю и для широких народных масс и для интеллигентских кругов, недавно еще чуждавшихся Церкви, а ныне, в лице лучших ее представителей, выступающих на работу церковную и зачастую почитающих великим счастьем принимать священный сан, становясь в ряды смиренных служителей алтаря.

И при виде сего укрепляемся Мы в вере в том, что хотя, быть может, и не так еще близко спасение Руси и Мы не доживем до этих радостных дней, не войдем в покой и в обетованную землю, но все же, подобно Моисею, приложимся к отцам своим, зряще издалече, с духовных высот, «Святую Русь» воистину Святою.

Источник: Архив УФСБ по Московской области. Д. 11013. Т. 1. Л. 165-165 об. Копия. Машинопись. Опубликовано: Богословский сб. Вып. 6. М.: ПСТБИ, 2000. Публикация И. Смоляковой Журнал Московской Патриархии.



Наверх