Послание Святейшему Димитрию, Патриарху Сербскому. 1923 г.
Ваше Святейшество, Святейший Владыко, возлюбленный о Христе собрат Наш.
Послание Вашей святыни от 7 (20) августа сего года, когда было получено мною, наполнило сердце мое радостью и благодарением Господу Богу, дающему Нам утешение в общении и единении Своей Церкви, а также и чувством признательности к Вам, вселюбезный собрат, чрез которого Господь ниспослал Нам сие утешение. Наипаче благодарим Господа за то, что Он даровал нам утешение в общении с Вашим Святейшеством в те дни, когда Мы в этом нуждались.
Небезызвестно, конечно, Вам, Святейший Владыко, о тех скорбях, которые постигли нашу Российскую Церковь и кои терзают Наше архипастырское сердце. Во время невольного удаления Нашего от церковных дел восстали некоторые мятежные пресвитеры и недостойные епископы и произвели немалую смуту в нашей Российской Церкви, нагло и легкомысленно попирая и нарушая Апостольские правила и церковные каноны. Но да будет благословенно имя Господне. Бог не попустил стаду Нашему искуситься паче, неже могло оно понести. Еще в отсутствие Наше много было ревнителей Православия и из боголюбезных епископов, пресвитеров и из верующего народа, которые истину Православия предпочитали всему и мужественно противостояли беззаконным новаторам. Снова вступив с 1 июля с.г. в исполнение своего первосвятительского в Церкви Российской служения, Мы вместе с многим сонмом верных своему долгу епископов вменили в ничто постановления бывшего в Москве в мае месяце с.г. собрания, которое тщетно пыталось выдать себя за поместный церковный собор.
Мы осудили всех признавших самочинное церковное управление как отпавших от единства Церкви раскольников и призвали всех их к покаянию. Благодарение Богу – почти все епископы, большинство клира и православный народ остались верны Нам и законной иерархии. Но по Божию попущению есть и упорствующие в заблуждениях своих и не могущие смирить покаянием увлекающего их духа гордыни и мятежа.
Церковь наша переживает очень трудное и ответственное время. Нам не только нужно собрать паки воедино православных людей, но нам нужно устроить свое существование в особых условиях нашей государственной жизни. Мы надеемся, что Господь поможет нам достигнуть более мирных отношений с нашей государственной властью и воспользоваться плодами той религиозной свободы, которая возвещена в наших гражданских законах.
Дошли до Нас известия о тех суждениях по разным церковным вопросам, которые были на константинопольском православном конгрессе, хотя Мы непосредственно никакого сообщения от Вселенского патриарха не получали. Постановление об исправлении церковного времясчисления принципиально приняли, и Мы после тщательного рассмотрения сего вопроса с Нашими епископами и по сему предмету обращаемся к верующим с особым посланием, при сем прилагаемым. Но так как послание это, по не зависящим от Нас обстоятельствам, крайне запоздало выходом из печати, то приходится обязательное введение нового времясчисления с 1 октября отложить временно, тем более что ныне стало известно Нам, что Православные Церкви Востока отложили введение нового стиля в церковное употребление. В согласии с Востоком день Святой Пасхи мы будем в следующем году праздновать 14 (27) апреля.
Другие вопросы, обсуждавшиеся на константинопольском собрании, затрагивали порядки, установленные Апостольскими правилами, а потому Мы и не могли этих вопросов обсудить, не имея возможности в настоящее время созвать собора епископов Наших: когда к Нам обращаются второбрачные клирики или женатые на вдовах, появившиеся при самочинном церковном управлении и прельстившиеся постановлением незаконного Собора 1923 года, Мы всех таковых запрещаем в служении, пока этот вопрос не будет разрешен всей Православной Церковью.
Братски лобызая Вашу святыню, прошу Ваших святых молитв и с истинным почтением и совершенною преданностью остаюсь
Вашего Святейшества покорнейший послушник и собрат во Христе
Тихон, Патриарх Московский и всея России
БС №6, С. 264–267.