Проповеди на праздники:

Посещение храма. Сказано на Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте, в станице Ново-Александровской, Кубанской области, 1897 г.

Посещение храма. Сказано на Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте, в станице Ново-Александровской, Кубанской области, 1897 г.

В прочитанном сегодня Евангелии мы слышали о чудесном насыщении Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Как человек, Спаситель наш нуждался во время земной жизни в отдыхе, и вот, после долгих и тяжких трудов проповеди народу, Он с учениками садится в лодку и по озеру Генисаретскому отплывает на противоположный берег, в пустынное место; здесь Он хотел отдохнуть от трудов, здесь хотел Он всецело отдаться молитве к Отцу Своему небесному. Но великое множество народа всем сердцем желало слышать Его учение; и вот, когда Иисус Христос с учениками плыл по озеру, народ из городов и селений бежал по берегу пешком, так что, когда Спаситель сошёл с лодки, то увидел пред Собою множество слушателей. Сжалился над ними Милосердый Господь и, несмотря на Свою усталость, стал учить, и учил до вечера, и целый день до вечера народ провёл в пустынном месте, вдали от городов и селений, забыв о пище и о всех житейских нуждах.

Тогда-то, при виде голодного народа, Господь Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы - единственная пища, какая здесь нашлась, воззрел на небо с молитвой, благословил и велел раздавать людям, и ядоша вси и насытишася, т. е. все ели и были сыты.

Видим и ныне пред собою народ, и сами сейчас все вместе составляем народ - и народ христианский. Видим и ныне Христа Спасителя, проповедующего Своё Божественное учение, ибо имеем и слышим Его обещание: «Я с вами до скончания века». Где же, спросите, видим? Видим в том месте, о котором Сам Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я с ними», т. е. Видим Его в святом храме. Да, здесь, в храме, Сам Христос невидимо присутствует: здесь Ему молимся, Его имя призываем; здесь для наших телесных очей Он написан на святых иконах, изображается в службе священником; здесь в чтении Евангелия и апостольских посланий слышим учение Иисуса Христа; здесь в церковных песнях и молитвах научаемся, как в Него веровать, как Ему молиться, как Ему угождать, как по заповедям Его жить; здесь, наконец, пастыри и учители - Богом поставленные священники - поучают всех, кто хочет учиться, поучают всех языком по возможности понятным, поучают нас, рассказывают о жизни Иисуса Христа, об Его детстве, об Его учении, преподают нам святые таинства, Его именем прощают грехи, а в таинстве причащения и соединяют нас со Христом так наглядно, так живо, так тесно, что дают нам и в нас самое Тело Христово и самую Кровь Его.

Поистине, здесь Христос к нам близок, здесь Христос с нами. И верующая душа, пришедшая сюда с благоговением, с молитвой, с усердием, живо почувствует Христа здесь, в храме, увидит Его невидимого, найдёт Его незримого, ощутит Его в глубине своего духа, увидит, услышит Его в храме любящим сердцем. Вот пронеслось дыхание молитвы, вот вздох сокрушения сердечного вырвался из груди богомольцев, вот святая слеза умиления блеснула в очах: то Христос с нами, то слышите Его тихое шествие, внятен тихий шелест Его Божественных риз, то Его голос слышится: «Мир вам! Се Я здесь с вами!»

Да, поистине здесь, в храме, Христос. Что же, храм наш - место тайное, сокрытое? Его нужно искать с усилием, за него платить нужно? Нет, по завету Милосердого Спасителя, Церковь Христова радуется народу, идущему в храм Божий; открыт для всех путь в Божий дом, все в нём стоят равно от мала до велика, знатному и бедному, богатому и убогому - здесь, в храме, одно место. И зовут в дом Божий громко и долго, долго и громко сзывает благовест церковный, ясно и убедительно призывают пастыри Церкви: идите, братья, в храм Божий, оставьте житейские заботы, шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, а день седьмой посвяти Богу на молитву. Идите в храм: здесь Сам Христос Спаситель. И Он Сам зовёт: «Приидите ко Мне все труждающиеся... Где двое или трое... там Я с ними».

О, если бы и ныне наш народ был похож на тот народ времени Спасителя, - на тот, который, оставив дома и домашние заботы, бежал ко Христу и куда же? Не в обширный и прекрасный храм, а в дикую и бесприютную жаркую пустыню; не на 2-3 часа церковной службы, как теперь, а на целый день, до вечера, и в зное, голоде, среди неудобств всякого рода искал и находил Иисуса! Не забудьте при этом, что народ галилейский жил в большой бедности, в такой бедности, по сравнению с которой вы, братья, можете назваться богачами. Значит, убогому народу галилейскому тем меньше было возможности пожертвовать трудовым днём для слушания слова Божия, потому что один голодный день вёл за собою и завтрашний такой же голодный. Так что же значит, что ныне среди вас замечается такая холодность к храму Божию? Что значит, что среди многих тысяч населения станицы храм Божий пусть, - пуст в будни, пуст и в праздники? Не говорите: теперь рабочее время, теперь некогда. Не лгите пред Богом! Ещё не было случая, чтобы кто-либо стал бедным оттого, что слишком часто посещал храм Божий; напротив, многие не посещающие храм разорялись от своей греховной и дурной жизни... Господь даёт нам шесть дней работать, а если и седьмой мы отдаём той же работе, то мы его крадём у Бога; Господь даёт нам шесть дней для заботы о теле, а если и седьмой мы делаем то же, то мы его крадём у души. Но ведь тело - временно, душа - вечна. А ведь не о хлебе одном жив будет человек, но о всяком слове Божием; и Спаситель нам говорит: «Старайтесь не о пище телесной, а о пище пребывающей в жизнь вечную», - а эта пища преподаётся нам в храмах Божиих.

Братья! Тысячу лет наша Россия была бедна, но не забывала Бога, не оставляла Христовой Церкви; по лицу нашей родной земли, как свечи пред Богом, горят и сияют почти 50.000 храмов Божиих. В храме русский человек находил отраду и утешение, в храме молился и учился - и Господь был с ним, избавлял его от врагов, и царство наше стало велико и могуче, и царство наше земное сливалось с Царством Божиим, небесным, с Церковью Христовой, в которой просияло из русских людей столько величайших угодников. И вот ныне видим, что мы, по-видимому, богатеем; чем? плотью, земным богатством, но беднеем духом, забывая Бога и душевное спасение.

Смотрите же, как бы не сбылось над нами грозное слово: отымется у вас царство и дастся народу, творящему плоды его.

Будем крепко держаться веры, будем крепко держаться храма! Пусть звон церковный, сзывающий в храм на молитву, будет воистину отрадным благовестом для души нашей, желанным призывом в дом нашего Отца небесного.

В старые времена гонений на христиан одну женщину спросили: ты куда идешь? На общественную молитву, ответила женщина. Но разве ты не знаешь, - ведь царь распорядился сегодня окружить место молитвы солдатами и всех молящихся перерезать. Вернись домой!

Женщина постояла, подумала, подумала и - пошла-таки на богослужение. Там ее действительно убили. Так любили древние христиане богослужение общественное. Нас здесь не режут, нас не убивают: пусть же никто и ничто не отвлекает нас от церкви, ибо, отвлекаясь и удаляясь от церкви, мы уходим и удаляемся от Христа Спасителя и от Его вечного и блаженного царства: без Христа - жизнь пуста. А земное довольство при нашем усердии к вере и благочестию и само придёт, по слову Божию: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все прочее приложится вам». Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 117-121.

Проповеди на праздники:

Наверх