Поношение Спасителя
Суд Пилата сопровождался поношением. Мы видели, что, по Ин. (ср. Ин.19:1–5), поношение имело место до вынесения приговора. По Мф. (Мф.27:26–31) и Мк. (Мк.15:16–20), Иисус был подвергнут поношению после вынесения приговора. Надо признать, что эти два свидетельства друг друга не исключают. Вообще, повествование Ин. о суде Пилата не противоречит повествованию синоптическому, но согласование обоих повествований в частностях, а именно расположение отдельных эпизодов, Иоанновских и синоптических, в хронологической последовательности представляет некоторые трудности. И потому будет правильнее ограничиться указанием тех эпизодов суда Пилата, которые сохранены синоптиками и не нашли места в Ин.
Так, в Мф. упоминается вмешательство жены Пилата (Мф.27:19), и Пилат при вынесении смертного приговора умывает руки перед народом (Мф.27:24–25). Первый эпизод представляет интерес с точки зрения характеристики Пилата. Второй относится к тем, которые должны подчеркнуть непримиримость иудеев и лежащую на них ответственность. Он должен быть поставлен рядом с рассказом о самоубийстве Иуды и о страже у Гроба. Исторически гораздо важнее рассказ Лк. о суде Ирода, не имеющий параллелей в других Евангелиях (Лк.23:6–12, ср. Лк.23:15).