Понедельник четырнадцатой седмицы по Пятидесятнице. Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. 1962 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня наша Православная Русская Церковь с чувством высокой духовной радости, с любовью чтит память нового ходатая за землю Русскую и Церковь — ее святителя Иоасафа, епископа Белгородского, вспоминая день обретения святых мощей его.
Родился святитель Иоасаф в 1705 году 8 сентября в городе Прилуках Полтавской епархии от благочестивых родителей Андрея и Марии Горленко. По особому промыслу Божию семья Горленко оказалась в опале у вышестоящей гражданской власти и благодаря этому постоянно терпела скорби, унижения, поношения и материальные недостатки. Вследствие этого и будущий святитель Христов скоро познакомился с горем и страданием. Не было ему еще и трех лет, как начались испытания семьи. Этими страданиями семьи Господь воспитывает и укрепляет с младенчества тех, кого Его рука избирает Себе в сосуды благодати. Страданиями семейства Господь с младых лет укреплял дух Своего избранника, будущего святителя Иоасафа. Недостатки, грусть семьи глубоко залегли в детском впечатлительном сердце, и он с ранних лет понял призрачность и обманчивость земной жизни и старался искать себе утешения и помощи только в молитве. Тихий, скромный, впечатлительный, он, избегая детских игр и увеселений, всегда прибегает к молитве и в ней находит для себя полное удовлетворение и отраду. Молитва стала потребностью его чистой детской души.
Когда исполнились его года, его отдали учиться в Киевскую Академию, где под благодатным покровом угодников Божиих Киево - Печерской Лавры он еще более развивал свою молитвенную настроенность. И такое настроение мальчика было угодно Господу. Господь засвидетельствовал это видением его отцу. Однажды, сидя на крылечке дома, отец его размышлял о том, как устроится будущая жизнь его сына-первенца. Время было на закате солнца. Вдруг отец его видит на краю неба на воздухе Божию Матерь, а перед Пречистою своего Иоакима (такое имя сын его носил после крещения), молящегося на коленях. Божия Матерь, милостиво взирая на отрока, сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». В эту минуту с неба слетел ангел и архиерейскою мантиею покрыл мальчика. Изумленный и огорченный такою долей сыну, отец его воскликнул: «А нам, родителям, что оставляешь, Пречистая?» Видение прекратилось.
Киевская Духовная Академия и Киево-Печерская Лавра воспитали в юном Иоакиме то благочестивое настроение, которое и привело его впоследствии к принятию иноческого пострига. Через богословские науки познав истинный путь Божий к достижению Царства Небесного и в то же время поняв суетность этой временной жизни, он решительно задумал принять монашество во время прохождения учебы в Духовной Академии.Так как родители не давали ему благословения на постриг в монашество, он тайно, без их благословения удалился в Киево-Межигорский монастырь и там принял монашество. Впоследствии родители простили ему это и благословили его на новый путь жизни. После окончания Академии он проходит должности настоятеля монастырей, в том числе с 1745 по 1748 год он был наместником нашей Троице-Сергиевой Лавры, откуда и был возведен в сан епископа Белгородского. Епархия Белгородская была велика по своим размерам, и много было нестроений в церковной жизни его паствы. Всею силою любящей души отдался святитель Христов своему великому служению. Значительную часть времени он проводил в разъездах по своей обширной епархии. Не было дела, на которое бы он не обратил внимания. Не было горя, нужды, страдания, порока, мимо которых он прошел бы безучастно. На всю жизнь паствы, на все мелочи он обращал свой строго-зоркий испытующий взор, проникавший до тайников сердца людского.
При объездах он встретился с большими неисправностями в духовной церковной жизни свой паствы. Из-за нерадения духовенства храмы в большинстве случаев пришли в ветхость, много было недостатков и внутри храмов. Антиминсы и илитоны были замаранные, ветхие; сосуды были также в небрежении; святые запасные Тайны хранились в неположенных местах, без должного благоговения. Священники относились к своим обязанностям без страха, небрежно, нарушая канонические и апостольские правила. Все это много огорчало святителя Иоасафа, и он тайно страдал душою, видя все эти нестроения. Священство было заражено корыстолюбием, заносчивостью; духовно необразованное, к своим пастырским обязанностям оно относилось халатно и небрежно. Вследствие этого народ в массе почти совершенно был незнаком с истинами православной веры и не знал даже молитв. Святитель всем священникам предписал в воскресные дни в конце литургии учить народ самым главным молитвам:Трисвятое по «Отче наш...»; «Верую...»; «Богородице Дево... »; «Помилуй мя, Боже...». Многие из народа, особенно купцы и прочие разночинцы, в храм Божий ходили очень редко, один раз в год, когда причащались, из-за чего народ дичал и порою допускал кощунственные поступки по отношению к святыне. Люди предавались разным безудержным играм и языческим пированиям, занимались всяким волхвованием и чародейством, что заставляло святителя принимать энергичные меры к исправлению. Посты нарушались людьми всякого сословия, за что святитель наказывал нарушителей апостольских правил отлучением от святого причастия. Драки, клеветы, доносы, нападения, кулачные побои, от чего иногда были не свободны и священники, распространились тогда среди народа. Священников, поссорившихся и не примирившихся, святитель не допускал до служения, не допускал и святотатцев. Нарушителей седьмой заповеди было тогда много, против чего святитель вооружался и словом и делом. Строгое внимание обращал святитель и на жизнь монашествующих, требуя полного проведения в жизнь иноческих правил. Особое внимание святитель обращал на духовное просвещение иночествующих, на чтение житий святых и Псалтири.
Много было в жизни его паствы и других недостатков, на искоренение которых святитель и отдался со всею ревностию духа. За его ревностное служение Богу Господь сподоблял его особого откровения свыше о тех недостатках, которые подлежат исправлению, и даже о недостойных священнослужителях. Однажды святитель видит во сне некую церковь и в ней на куче мусора икону Божией Матери. От иконы исходило сияние и был голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный этим видением, святитель при объезде епархии обращал внимание на каждую церковь. И однажды во время такого объезда он зашел в первую церковь города Изюма. Войдя, он с изумлением остановился взором на большой иконе Божией Матери в углу притвора, за которую сыпали уголь кадильный. Это был тот образ, который был ему показан во сне. Преклонившись пред этою иконою, святитель воскликнул: «Царица Небесная, прости небрежность Твоих служителей! Не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34)». Он приказал, чтобы этот образ в большом киоте поставили позади левого клироса, и три дня приходил к нему, совершая перед ним моления. Впоследствии эта икона прославилась многими чудесами.
Нерадивых и ленивых священников святитель строго наказывал и поступал так не по произволу своему, не опрометчиво, а после тщательного расследования, размышления и молитвы. Невинных он не наказывал; если наказывал кого, то только несомненно виновных. О том, насколько глубоко святитель проникал в человеческое сердце и узнавал душевное состояние, рассказывает одно событие, достойное глубокого внимания. По приезде святителя в епархию к нему явилось духовенство, и среди них он обратил внимание на одного священника, глубокого старца. Узнав, что ему 130 лет и что он изнемогает, но живет, святитель так говорил ему: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца, стоящего перед сыном своим и желающего ближе узнать твою совесть. Я хочу знать, не омрачена ли она каким-либо тяжким грехом, который по неведению, быть может, сочтен тобою малозначащим и забыт? Долговременная жизнь твоя убеждает меня как пастыря войти в подробное рассмотрение дела и, очистив душу твою, примирить с оскорбленным тобою, и данною мне властью простить и самую греховную тяжесть, по глаголанному: Аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18, 18). Пройди мысленно жизнь твою, проверь все случавшиеся с тобою обстоятельства, приведи на память каждое действие служения своего Богу. Может быть, что-нибудь встретится, имеющее тень какого-нибудь греха, или отступления от настоящей твоей должности, или что-нибудь подобное, которое и до днесь тяготит твою душу, совесть и даже жизнь». Оставленный на несколько дней старец-священник припомнил забытый грех и поведал святителю, как он в один день дважды, из-за страха перед строгим помещиком, отслужил обедню, несмотря на неземной глас: «Остановись, что ты делаешь? Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». На этот голос священник сам ответил словами: «Сам проклят ты будь». Узнав это и уразумев, что священник заклял ангела того храма, святитель довел пастыря до сознания своего греха. Потом поехал с походною церковью на место бывшего его храма, на поле. Там благословил старца отслужить литургию. Когда литургия была отслужена (во время ее святитель усердно молился на коленях), священник сделал отпуст. Святитель велел стать ему у правого угла престола и читать «Ныне отпущаеши... ». По прочтении благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Тут же старец-священник стал слабеть, склоняться, затих и, припав к подножию престола, тихо испустил дух. Тут его и похоронили. Так святитель-прозорливец спас душу согрешившего пастыря.
Обличая пороки и недостатки, святитель Христов учил добродетельной жизни своими посланиями, указами, распоряжениями и живым словом во время поездок. Следует еще указать на одну добродетель святителя Иоасафа, которою украшается человек и которая приближает нас к Богу. Святитель Иоасаф был весьма милосердным к бедным. Милосердие было свойством его души. Всем и везде, как только мог, благотворил святитель... Большие суммы богатой епархии — все расходилось по рукам бедняков. Подвиги милосердия у него были самые разнообразные. Он порою покупал и сам колол дрова для бедных вдов с сиротами. Посылал тайно милостыню денежную, а раз сам, за болезнью своего келейника, разносил ее и, переодетый в одежду келейника и не узнанный своим привратником, был им избит, о чем упросил молчать, никому не говорить до его смерти.
Молитвою же своею он постоянно пламенел за паству свою. Молился он дома, молился и в пути. Вот его молитва, которую он ежечасно повторял: «Буди благословен день и час, вонь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Чувствуя приближение смерти, святитель Иоасаф пособоровался, поисповедовался, причастился Святых Таин и мирно отошел ко Господу. Тело его, спустя сто пятьдесят лет, обрели совершенно нетленным, также тление не коснулось и одежд его. На открытие его святых мощей, 4 сентября 1911 года, стеклось такое количество верующего народа, что торжество прославления его превратилось во всероссийский праздник, и трудно передать потрясающую картину этого дивного зрелища с многочисленными случаями чудесного исцеления слепых, хромых и других одержимых немощами телесными и душевными.
В день памяти его помолимся и мы, дорогие, святителю Иоасафу и попросим его, чтобы он вознес за нас молитву пред престолом Божиим и укрепил нас в вере, в любви между собою и к Богу, в достижение будущего Небесного Царствия. Аминь.
4 (17) сентября 1962 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)