Проповеди на праздники:


Помазание Святого Духа (1Ин.2:20)

Верующие противостоят миру в обладании «помазанием от Святого» (1Ин.2:20). Это – общая тема 1Ин.2:20–28. Помазание (χρῖσμα) снова упоминается в ст. 27, и притом дважды. Но замечательно, что в некоторых древних рукописях, вместо χρῖσμα, стоит χάρισμα в 1Ин.2:27а, а в других – πνεῦμα в 1Ин.2:276. Πνεῦμα значит Дух, а χάρισμα – благодатный дар, опять–таки, Святого Духа (см., напр., 1Кор.12:4, 9, 31 и др.). Эта замена – не случайная, она отражает толкование древних. Не может быть никакого сомнения в том, что «помазанием от Святого» ап. Иоанн обозначал дар Святого Духа. Верующим в Церкви дар Святого Духа преподается в таинстве Миропомазания. В древности он преподавался через возложение рук. Поэтому и в 1Ин. «помазание» надо понимать как приточный образ, который к форме таинства отношения не имеет. Но, по существу, учение о благодатном даре Святого Духа, о котором говорит апостол в 1Ин.2:20–28, несомненно, лежит в основании таинства Миропомазания. О даре Святого Духа Иоанн говорит и в других местах Первого Послания: в 1Ин.3:9 он его называет «семенем» (σπέρμα) Божиим. В 1Ин.4:13 он говорит о даровании Духа, не прибегая ни к каким образам. В системе Иоанновского богословия обладание «помазанием от Святого» (1Ин.2:20) должно быть поставлено в связь с пришествием «Духа Утешителя» (ср. Ин.20:19–23), во исполнение обетования Прощальной беседы, и с пребыванием Его в Церкви. Дар Святого Духа несет с собой положительное учение о Сыне, противополагаемое лжеучению антихристов. Из 1Ин.2:22–23 вытекает, что это лжеучение состояло в отрицании мессианства Иисуса и Его богосыновнего достоинства. С положительным учением связано для верующих пребывание во Христе (ср. 1Ин.2:24–28) и жизнь вечная (1Ин.2:25).

По мысли Иоанна, это положительное учение есть достояние всех верующих. В 1Ин.2:20 русский перевод «знаете всё» восходит к худшим рукописям. Лучшие имеют не πάντα («всё»), а πάντες («все»): «вы все обладаете знанием». Знание дается помазанием. Очевидно, христианское помазание, в отличие от ветхозаветного помазания священников и царей, распространяется на всех. Мы узнаем мысли Откр. (ср. 1Ин.1:6 и др.), которые восходят через 1Пет. к богословию Евр. Но учение 1Ин., как и учение четвертого Евангелия, имеет имманентное ударение. Помазание и связанное с ним знание уже являются достоянием верующих. Больше того, каждый верующий как обладатель познания есть помазанник, χριστός. Это прямо не сказано, но подразумевается, особенно в противоположении χρῖσμα и ἀντίχριστος. Апостол думает об обожении верующих, и это обожение, «христотворение», есть дело Святого Духа. Святой Дух и здесь являет Христа.


Проповеди на праздники:

Наверх