Проповеди на праздники:


Положительный аспект Царства: полнота Божественной жизни

Но не на этом отрицательном аспекте останавливается Господь, когда открывает ученикам сущность Царства. Его внимание сосредоточено на положительной стороне. И учеников Он призывает радоваться не тому, что духи им повинуются, но «тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20 б). И в ликовании Святого Духа24 обращаясь к Отцу, Он славословит Его, Господа неба и земли, за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк.10:21). Из (Лк.10:23–24) ясно, что младенцы, те, кому дано это откровение, – ученики. Но предмет откровения уясняется в (Лк.10:22), раскрывающем приточный образ «имен, написанных на небесах»: «Все предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец (не знает никто), кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Предмет откровения есть знание Отца. Его Сын сообщает ученикам. Знание выражено через глагол γιγνώσκω, в котором нередко, в отличие от глагола οἶδα, одного корня с нашими «ведать» и «видеть» и выражающего знание, основанное на опыте внешних чувств, – усматривается мысль о существенном единении познающего субъекта с познаваемым объектом. Γιγνώσκω в этом его значении сопоставляется со словами от корня γεν: γένος – «род», γίγνομαι – «рождаться, становиться», γεννάω – «рождать» и т. д. Познание Отца чрез Сына есть единение с Отцом. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что знание Отца Сыном и чрез Сына учениками сопоставляется с тем знанием, которое о Сыне имеет Отец. Эта взаимность знания Отца и Сына сообщает и знанию учеников значение участия в единении Отца и Сына, приобщения к полноте Божественной жизни. В системе Мф. свидетельство (Лк.10:22) имеет параллель в учении о лице Мессии (Мф.11:27), иначе говоря, в контексте догматическом. Оно есть как бы осколок Иоанновской догматики в синоптическом предании. Положительно Царство Божие понимается как причастие верующего Божественной полноте, иначе говоря, как обожение. Сказанное ученикам в начале пути раскрывается и конкретизируется в дальнейшем. Только в этой связи становятся понятными притчи о зерне горчичном и о закваске, отнесенные в Лк. (Лк.13:18–21) к пути на Страсти.


Проповеди на праздники:

Наверх