Похвальное слово на Введение Богородицы
И видах, и ее исполнь славы дом Господень. (Иез.44:4)
Вот величайшая жертва, какая только принесена Богу от сотворения мира. Мария, приснодевственная дщерь, в трехлетнем возрасте приводится во храм Иерусалимский на посвящение Творцу. Не было ничего более ценного, не оказалось никакой более дорогой и для Бога благоприятной жертвы. Так что, когда благоговейным умственным взором я представляю себе это торжественное введение, как будто вижу, действительно, славное и блестящее торжество на земле, во святом граде, но (вместе с этим) воображаю другое, более славное и блестящее там горе, на небе, в раю. Я здесь вижу, как идут впереди свещеносные девы, радостно прославляющие Приснодевственную, а там, – как чиноначалия молниезрачных Ангелов ликуют, светло прославляя во плоти честнейшую бесплотных сил. Здесь великий архиерей простирает благословляющую руку и, по божественному вдохновению, облачившись, вводит во Святая Святых одушевленный кивот освящения; и в это же самое время отверзает Свои блаженные объятия Предвечный Отец и принимает одесную престола божественного величия предопределенную Матерь Сына Своего. Сугубо введение благодатной Богоотроковицы: одно видимое, здесь, во Святое, а другое – мысленное, там во светлости Святых. Поэтому, здесь сияет храм Соломонов, полный божественного светоявления, а там сугубо сверкает треблаженный свет Трисветлого богоначального Сияния. Вероятно, это и созерцал Иезекииль, когда говорил: и видах, и се исполнь славы, дом Господень, разумеется, дом Господень земной и небесный. Но я, усердные слушатели, сегодня не хочу представлять себе ничего на земле или на небе, кроме этой богоблагодатной Дщери, и видя Ее входящей во храм Божий, я воображаю поистине одушевленным храмом Божества, о котором совершенно удобно могу сказать: и видах, и се исполнь славы дом Господень.
И храм Соломонов, и все, что в нем было священного и чтимого, все это было образом преимуществ Девы Марии, которая воистину есть одушевленный храм Божий. Прежде всего сам Соломон, каковое имя означает «царь мира», создатель храма, на построение которого он положил все свое богатство и мудрость, чтобы совершить величественнейшее и прекраснейшее дело, какое только возможно на земле, есть образ небесного Мироздателя и Всецаря Бога, Который в Писаниях называется Князь мира, Который для создания Девы Марии приложил все богатство божественного Своего всемогущества, божественной мудрости и благости, чтобы произвести творение, совершеннейшее и благороднейшее во всей природе существ. Сотвори Мне величие Сильный; сотвори державу мышцею Своею (Лк.1:49,51): это значит, – чтобы создать Ее, Бог сделал столько, сколько мог всемогущий Бог. Он создал Ее с таким телесным благолепием, которое при сравнении много превосходит даже благолепие бестелесных духов; с душою, восприимчивой ко всем одновременно высочайшим дарованиям Духа, с разумом, просвещенным всеми лучами Божественного сияния для познания истины; с волею, возженною стремлением к добру всей теплотой божественной любви, непрестанно действуемой и содействуемой Всесвятым Духом. Блаженный Августин творение Девы называет «делом вечного совета»
...Необычайное дело произошло при построении храма, ибо (писание) говорит: и храму зиждему сущу, камением краесекомым нетесанным создася: млат же и теслица и всякое орудие железно не слышася (3Ц.6:7) и так далее... Но зачем столько расходов и заботливости при постройке? Зачем?.. *
Но еще более необычайное дело произошло в Деве. Поскольку Она должна была, как воспевает Церковь, быть чистейшим храмом Спасителя, священной сокровищницей славы Божией, жилищем воплощенного Божества, одушевленной храминой небесного Царя. Она была по телу и душе, говорит Богослов, предуготована, предочищена, совершенна, облагодатствована. «Бог (сделался) человеком, зачавшись в Деве, душею и телом предочищенной Духом». Таким образом, Дева Мария, созданная Богом, превзошла природу закона, а родивши Бога, превзошла закон природы.
В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: Во-первых, – седмисвечник, во-вторых, – трапеза с хлебами предложения; в-третьих, – золотая кадильница, в четвертых – золотая стамна, вмещавшая манну; в-пятых, – скрижали завета, на которых было начертано десятословие; в-шестых, – жезл Ааронов прозябший; в-седьмых, – ковчег; в-восьмых, – херувимы, осенявшие очистилище; и в-девятых, – Святая святых. Все они – прообраз, притча и сень преимуществ Богородицы. Она поистине была седмисвещным светильником семи дарований Святого Духа, которыми сияла, говорит Афанасий Великий, с первых же лет жизни. Она была живоносная трапеза хлеба жизни. Она – золотая кадильница, ибо, не воспламенившись, вместила огонь Божества; Она – стамна златая, содержавшая небесную манну; Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово; Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления; Она – ковчег, спасший человеческий род от потопа греха; Она – божественное очистилище, которое осеняли не Херувимы, но сама сила Всевышнего. Это богоприемное чрево поистине есть святая святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью.
И вот Дева Мария – одушевленный храм Божий, который прообразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освящении наполнила храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дух Святый пророчественно провозгласил: и видех, и се исполнь славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте? – На третьем году узнается высота человеческого роста. Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое, ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: «каков кто в трехлетнем (возрасте), дважды таков будет (потом)». Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойною войти во святая святых, куда входил только один Архиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить свою святость; то есть, как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить свою святость, чтобы еще настолько же превосходить Апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и на столько же превосходить всех Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов небесных. Так что, если в три года Она достигла святого святых храма, то к концу достигнет святого святых рая, то есть самого престола трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста Царица одесную Тебе (Пс.44:10), – вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех и се исполнь славы дом Господень.
Ты, прославленная Дева, входишь днесь в храм Божий, (Ты), одушевленный храм Божий, входишь во святая святых, освященное осенение Всевышнего; входишь в о чистилище Господне, очищение душ наших; и мы, как свещеносные девы, с сердцем, возженным благоговением, мысленно дароносим Тебя и в духовном веселии торжествуем славное Твое введение.
Примечание:
* В виду того, что это слово также, как и следующее, не полно и представляет из себя только отдельные пометы писателя, в средине, для указания выпусков, поставлены многоточия.