"Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче...", 1955 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»
Этой песнью, полной святейших и возвышенных молений, Святая Церковь побуждает нас на подвиг покаяния, приготовляя нас с этой недели к святому Великому посту.
Не раз уже в жизни своей мы слышали эту трогательную песнь Церкви. Не в первый раз Святая Церковь молит Жизнодавца Господа открыть нам покаяния двери, которые мы закрыли своими грехами и беспечностью о нашем спасении. Знает Св. Церковь, как чадолюбивая мать наша, немощь естества нашего; знает она, как тяжело нам отстать от грехов, с которыми мы сжились и сроднились; знает она, как враг рода человеческого — диавол — старается погубить нас и не допустить до спасения; знает она и стыд наш, в силу которого мы скрываем грехи свои даже от самих себя, знает она все это, и потому молит милосердного Господа открыть нам двери покаяния.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Так Святая Церковь ежегодно призывает нас в эти св. дни к усиленному покаянию.
Но как мы отзываемся на этот призыв? В нашей обыденной жизни часто бывают такие случаи. Вот гостеприимный хозяин приглашает к себе друга, а тот говорит ему: «Дорогой мой, сегодня не могу. Приду к тебе завтра». И, действительно, обещание это большею частью исполняется. Но представим себе, что такой ответ дал доктор, которого приглашали к тяжко и опасно больному. Может ли он ответить: «Завтра приду»? Но завтра больной может быть уже мертвым.
Но вот есть большее в нашей жизни — приглашение Самого Господа. Он всегда зовет нас: Приидите кo Мне... (Мф. 11, 28). Господь всех зовет к покаянию: Покайтесь, и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Но большинство христиан отлагают покаяние, говоря в сердце своем: сегодня мне некогда — приду завтра. Но, увы, именно в этом случае очень редко исполняют обещание, и завтра откладывается на послезавтра и т. д.
He лучше ли нам, братья, думать, как доктору: «Не будет ли завтра поздно?» Не лучше ли нам думать, как больному: «Если пойду к врачу завтра, не опоздаю ли? A вдруг завтра я буду нуждаться уже в гробовщике?»
Итак, подумаем, православные христиане, зачем нам откладывать покаяние на завтра, когда мы не знаем, может быть, завтра придет наш смертный час. Что же и тогда мы скажем Господу: завтра приду? Нет! Тогда уже этого мы не сможем сказать. А должны будем предстать перед Господом; ибо смерть нас ждать не будет, она придет к нам тогда, когда мы ее не ждем.
Господь обещал нам милость и прощение грехов наших, но завтрашнего дня Он нам не обещал. Святой апостол Иаков напоминает нам: Послушайте, вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 13-14).
Да, верно, нужно всегда помнить, будет ли у нас завтра.
Один ученик спросил своего учителя: «Долго ли я могу грешить?» — «Сколько хочешь, — ответил учитель, — только не забудь исправиться за день до смерти». Ученик ушел радостный, но через несколько минут он явился смущенный и спросил: «А когда я умру?» Учитель ответил: «Не знаю. Думай так, что завтра, и покайся сегодня»,
Так, покаяние истинного христианина должно быть постоянным, а особенно сильным в дни святого Великого поста, специально выделенные для этого Святой Церковью, к чему она нас с сегодняшнего дня матерински и призывает.
Аминь,