Погребение Господа

Погребение Иисуса, по свидетельству всех четырёх евангелистов (Мф.27:57–60; Мк.15:42–46; Лк.23:50–54; Ин.19:38–42), было делом тайного ученика Иосифа Аримафейского. Иосиф был человек богатый (Мф.27:57) и занимал видное общественное положение. Марк (Мк.15:43) и Лука (Лк.23:50) называют его советником (βουλευτής). Это Указание надо понимать в том смысле, что он был член Синедриона. Лука говорит, что он не принимал участия в совете и деле их (Лк.23:51а): речь идёт, конечно, о суде над Иисусом. В Мк. (Мк.15:43) и Лк. (Лк.23:51б) о нём сказано, что он «тоже ожидал Царствия Божия». Это значит, что он был учеником Иисуса, но учеником тайным (Ин.19:38): он боялся иудеев. В Евангелиях он упоминается только в связи с погребением Иисуса. Но в тот час, когда Иисус умер на кресте, этот осторожный и, может быть, робкий человек проявил исключительное мужество. Он обратился к Пилату за телом Иисуса. По сведениям евангелиста Марка (Мк.15:44–45), Пилат, удивлённый столь скорой смертью, приказал сотнику навести справку и выдал тело только тогда, когда удостоверился, что Иисус действительно умер. Иосиф похоронил Иисуса в своем новом гробе (Мф.27:59–60), в котором ещё никто никогда не был положен (Лк.23:53; Ин.19:41–42). Погребение было спешное. Его надо было закончить до наступления субботнего покоя (Ин.19:42; ср. Лк.23:54). Наряду с Иосифом, только в Ин., упоминается Никодим (Ин.19:39 и сл.). Как Иосиф, он был тоже член Синедриона (Ин.7:50) и тоже тайный ученик. В начале общественного служения Иисуса он имел с Ним ночную беседу, сохраненную в Ин. (Ин.3) и впоследствии пытался защищать Его в Синедрионе (Ин.7:50 и сл.). Когда Иосиф снял тело Иисуса с креста, Никодим принёс на большую сумму благовоний (Ин.19:39). Они вместе помазали и погребли Иисуса (Ин.19:40–42). Галилейские женщины были свидетельницами погребения (Мф.27:61; Мк.15:47; Лк.23:55). Должно быть, они не присутствовали при помазании, так как хотели по миновании субботы помазать Иисуса сами (Лк.23:56–24:1; Мк.16:1). У гроба была поставлена стража. Солдат дал Пилат по настоянию Синедриона, во избежание похищения тела учениками. Гроб был запечатан (Мф.27:62–66). По Воскресении те же члены Синедриона подкупили солдат, и те распространили молву о похищении (Мф.28:11–15). Молва держалась в Иерусалиме до того дня, когда Матфей писал своё Евангелие (Мф.28:15). Этой ложью иудеи ополчились против истины, и Матфей её отметил для характеристики иудеев. Когда Иисус умер, печать на камне и стража у гроба действительно свидетельствовали о смерти.


Наверх