Под впечатлением известий последнего № 4 «Новгородских епархиальных ведомостей»

Под впечатлением известий последнего № 4 «Новгородских епархиальных ведомостей»

Разумею в данном случае краткие, но весьма отрадные известия об открытии обществ трезвости при Дементьевском приходе Череповецкого уезда и при Верховском приходе Боровичского уезда. Очевидно, назрела жизненная потребность в делах такого рода, если призывы к трезвости встречают скорый отклик. Народ сам видит, что нужно отрезвиться, придти в здравый рассудок из частого опьянения и начать здоровую и трезвую работящую жизнь.

Но как всякая слабость убивает волю в человеке, так тем более к этому приводит убийственный яд алкоголя. Отравленный им и сам видит свою беду от него, да не имеет силы воли бороться со своим врагом, со своей слабостью. Вот тут великую услугу и окажут все, кто займется делом раскрытия всяческого вреда алкоголя и заведения начал трезвости в народной жизни. И прежде всего разумею в данном случае духовенство в полном его составе и учащих всех народных школ. Они по своей образованности и по своему положению для того и пошли в деревню, чтобы всячески окормлять к доброму концу деревенскую заброшенную жизнь, чтобы поднять ее на возможную высоту, как духовную, так и мирскую-вещественную.

При всем том, имея в виду именно слабость воли предавшегося алкоголю, хотелось бы дать прежде всего совет – не записывать на долгие сроки трезвости. Как пьяницей делается человек постепенно, с одной рюмки через рюмки и стаканчики втягиваясь и в штофы, и в четверти, и в ведра проклятого зелья, просасываясь им и присасываясь к нему до мучительного пристрастия, так и отстать от него ослабевший может только постепенно. Пусть он так же постепенно втягивается в трезвость. Пусть для этого он испытает себя сначала на неделю – на месяц; выдержав этот срок, пусть от этого наберется смелости и силы записаться перед Господом снова на тот же срок и так далее, пока он явится совсем уже привыкшим, после прежней нетрезвости, и к совершенной трезвости. Если его под конец краткого срока трезвости и будет страшно мучить и мучить этот недуг, то не упадет он сильно духом, если сразу по окончании срока и впадет в искушение; а отрезвится – и опять запишется. Но случаи такие будут становиться все более редкими, ибо из организма постепенно будут улетучиваться все вредные элементы алкоголя, и человек оздоровеет и будет способен на продолжительную трезвость. А если он нарушит обет, записавшись на долгий, например годовой, срок, то совесть его замучит за нарушение обета и падет он духом еще больше прежнего и от уныния вовсе опустится. Поэтому весьма желательно, чтобы руководители Обществ трезвости записывали пристрастившихся к алкоголю сначала лишь на самые краткие сроки трезвости, советуя спешить с возобновлением исполнившегося срока.

Но только одних советов трезвости и призывов к ней еще далеко недостаточно для укрепления начал трезвости в народе. Следует дать народу такую духовную пищу, которая отвечала бы высоким запросам человеческой души или, по крайней мере, вызывала бы их к жизни. Поэтому весьма отрадно было прочитать, что в Дементьевском приходе на собранные по подписке деньги устраивается библиотека народного чтения для ознакомления, между прочим, с историей России, с природой и жизнью людей в различных местностях России, а также по гигиене, медицине и ветеринарии. Особенно следует приветствовать первые два отдела. Насколько в старину наши отцы и деды зачитывались и заслушивались рассказами о родном прошлом, о народных подвигах и героях и знали все это, передаваемое из уст в уста при незначительной тогда грамотности, настолько, наоборот, теперь при развитой грамотности русские же люди растут почти в полном неведении о своем родном прошлом, великом и славном, о своей Великой России и о жизни на всем ее необъятном пространстве. А ведь на этих рассказах о былом прошлом и росли наши великие духом предки богатыри, заселившие два больших материка. На этих рассказах и заветных преданиях потомство сроднялось духом со своими ближайшими и отдаленными предками. Этим создавалась единая мощная целая великая русская народность, передававшая из рода в род без всяких писанных договоров и дипломатических хитрых приемов начала великого государственного строительства Земли Российской.

Все это наряду с первейшим воодушевлением от Святой Христовой веры воодушевит на многие высокие дела народную душу. А воодушевление такое заметно скажется в том, что меньше будет от скуки и пустоты житейской поводов тянуться к чарке зеленого змия пьянства. Об этом говорят все случаи, когда с личным воодушевлением заводятся местами народные чтения с пением хоровым или народным, с туманными картинами. Увлекаемый высоким содержанием подобного провождения времени и отвлекаемый тем от праздности, а ради нее и от поводов к выпивке, народ постепенно возрождается духом и проявляет это в деле.

Отцы и братие! Воодушевляйтесь на это святое и церковное и народное дело. Приложите к нему весь свой духовный запас, на народные трудовые средства заполученный вами в разных школах. Воодушевляйте друг друга на делание общее. И воспрянет пришибленный было дух великого народа. И процветет Великая Православная Россия на благо многих-многих поколений.

Наверх