Проповеди на праздники:

Почитание Богоматери. Поучение в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1894 года, в Ставроп. Кафедральном Соборе.

Почитание Богоматери. Поучение в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1894 года, в Ставроп. Кафедральном Соборе.

Нынешний праздник установлен св. Церковью Российской в благодарность Пресв. Богородице за избавление Ею царственного града Москвы и всего нашего отечества от нашествия врагов и окончательной гибели в тяжкую годину горя народного, известную в истории под именем «смутного времени». Это было в начале ХVII века. Наступившее после пресечения царственного рода Рюриковичей междуцарствие, неизбежное в таких случаях расстройство гражданского порядка, происки врагов внешних и внутренних, – все это довело Россию до такого плачевного положения, что не было почти никакой надежды на спасение. К довершению государственного бедствия, самое сердце России – Москва находилась в руках врагов. В это тяжелое время нашлись среди русских людей достойные граждане, которые употребили все усилия, чтобы спасти отечество от гибели. С берегов Волги потянулись к Москве ратники ополчения, готовые положить душу свою за благо родины. Но не на свою – человеческую силу, не на ратное искусство уповали воины: всю свою надежду возлагали они на помощь небесную, на силу молитв, на заступничество пред Богом Пресвятой Богородицы, икона Которой – и именно чудотворная икона Казанская – сопутствовала ополчению. И надежда не посрамила: когда войско стояло под стенами Московского кремля, ставшего теперь из твердыни города защитою для врагов его, преподобный Сергий, молитвенник за землю русскую, явился во сне томившемуся в плену у врагов святителю Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богородицы, в следующий же день низложит врагов. Предсказание сбылось: действительно, на другой день, 22 октября 1613 года, к неописанной радости русских людей, кремль был взят, враг изгнан, Россия была спасена. Благодарные предки наши установили ежегодно праздновать этот незабвенный день, посвятив его в честь Пресвятой Богородицы. Вот история нынешнего праздника. Не трудно вывести отсюда для себя урок и назидание. Будем прежде всего помнить, что Пресвятая Богородица есть наша «Заступница Усердная”, как величает Ее св. Церковь. Иначе и быть не может: какою Она была в земной своей жизни – милосердой, любвеобильной, такою осталась, конечно, и по смерти. И слово Божие говорит, что любовь не имеет конца, николиже отпадает; прекратятся откровения и пророчества, уничтожится дар языков, и самый мир кончится, а любовь переживет века и самое время (см. 1Кор. 13:8 и д.). Та, Которая послужила величайшей тайне спасения людей через любовь Божию, Та, Которая подвинулась на ходатайство за бедных хозяев брачного пира в Кане Галилейской, когда у них было такое сравнительно малое горе – недостача вина, – неужели Она, Сама испытавшая в земной своей жизни величайшей скорби, оставит людей в скорбях и нуждах без помощи и покровительства? И Божественный Сын Ее, так любивший Ее на земле и на кресте в предсмертных муках заботившийся об устроении Ее земного благополучия, неужели не будет внимать молению Матери там, на небе? Нет, по учению непогрешимой учительницы нашей – Церкви, много может моление матернее по благосердию Владыки! Недавно еще праздновали мы день блаженного Успения Богородицы и тогда вспоминали, как Она, явившись сонму апостолов Христовых, Сама изрекла утешительное для всех людей и всех времен обетование, что не оставит мира и по успении своем. Недавно мы торжествовали и другой праздник – Покрова Божией Матери, и тогда видели и самое исполнение Ее обетования. А нынешнее празднество не убеждает ли нас в том, что не только отдельные лица, но и целые царства пользуются милостями и заступлением Богоматери? В этом отношении особенно счастливо наше отечество, Русь православная. Нынешний праздник – ведь всероссийский праздник, потому что вся Россия в тяжелую годину своей жизни признала Ее, Богородицу, своею спасительницею. А посмотрите по лицу всей земли русской: сколько есть чудотворных икон Ее, – знамения ее милости, всероссийскою Церковью чтимых, сколько есть икон местно чтимых в каждой отдельной области, почти в каждом отдельном городе! И то обстоятельство, что в редком, редком доме на Руси не найдется иконы Богоматери, не свидетельствует ли о том, что русский православный человек опытом познал, из бесчисленных благодеяний Богоматери познал, какую великую Заступницу рода христианского имеет он в Пречистой Деве? Оттого-то, когда русское воинство ополчалось на врага и шло на смертный бой за веру православную, за Царя и отечество, оно всегда имело при себе в залог побед Пречистый лик Царицы Небесной, Оттого-то, когда в какой-либо области наступало общественное бедствие, вроде повальной болезни, как было недавно и у нас, в нашем городе, везде, по собственному начинанию православного населения, поднимались иконы Богородицы, обносились вокруг городов и сел; народ успокаивался, и самая болезнь прекращала или ослабляла свое губительное действие. Из всего сказанного не следует ли с очевидностью, что мы должны чтить Пресвятую Деву, обращаться к Ней со своими мольбами и нуждами? Наш город посвящением главного храма своего в честь Богоматери как бы поручен Ее особенному небесному покровительству. Когда 100 лет тому назад на месте, где теперь мирно живет наш город, бывшим в то время передовым боевым пунктом против врагов России и христианства, населены были русские православные люди, с целью преграждать путь хищникам и не давать им возможности нападать на русские пограничные селения, то новые поселенцы принесли с собою неоцененную святыню, много раз спасавшую русское воинство от врагов, – образ Казанской Божией Матери. Ей вверяли они свою жизнь, на Нее одну надеялись, Ее защите и покровительству доверяли они безопасность своих жилищ, сохранность семейств, целость своего достояния, когда, вызываемые обязанностями службы и долгом воинского звания, уходили на борьбу со врагом. Ее же пресвятому имени посвящен и сей св. храм, построенный уже в то время, когда незначительное воинское поселение разрослось уже до величины города, и, несомненно, создателями храма руководила та же благочестивая мысль, – мысль о покрове Богоматери над нашим городом. Таким образом, для нас, ставропольцев, нынешний праздник имеет особое значение. Предками нашими, целым рядом поколений, ранее нас здесь живших, мы отданы под особое покровительство Божией Матери. Мы – дети Ее, удел Ее. Будем помнить это, будем обращаться к Ней с нашими молитвами. Но не забудем и того, что не одно внешнее поклонение честной Ея иконе, – возжжение свечей, пение пред ней молебнов в домах и храмах, обнесение ее вокруг города по улицам по площадям, – не одна словесная молитва к ней, Заступнице рода христианского, не одно посвящение имени Ее главного храма в города служит условием для получения Ее милости и благоволения. «Сыне, даждь Ми твое сердце», – требует Господь (Притч. 23:26). Матерь Господа Иисуса Христа не может покровительствовать врагам Сына Ее; следовательно, для получения Ее благоволения прежде всего нужна вера в Спасителя нашего, любовь к Нему. Матери Господа нашего Иисуса Христа не могут быть близки те, кто не исполняет Божественных заповедей Сына Ее; следовательно, нужна жизнь по вере, любовь к Богу деятельная, которая, как известно, выражается главным образом в любви к ближнему – к человеку, созданию Божию. Посему и произнесен грозный приговор апостолом: «Если кто скажет, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжет” (1Ин. 4:20). Пресвятая Дева Мария не может считать близким Себе по духу и того, кто не выражает своей любви и почитания к Ней подражанием Ее боголюбезным добродетелям: Ее вере в Бога, надежде и любви к Нему, Ее необыкновенному терпению, смирению, кротости, милосердию, трудолюбию, любви к молитве, к чтению и слушанию слова Божия. Вот в чем выражается истинное Ея почитание, вот над кем милостиво простерт Ее покров, или, по выражению песни церковной, «источает нам нескудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы своя» (конд. праздн.). Итак, чти икону Богородицы, покланяйся, лобызай ее, торжествуй светло дни праздников ее: это Ей угодно, это душеспасительно, заповедано св. Церковью, завещано нашими благочестивыми и боголюбивыми предками, но в то же время угождай Ей и жизнью своею, которую располагай по заповедям Ее Сына, почитай Ее исправлением души и сердца, а в случае падения, возможного для человека, искренним покаянием пред Богом и чистосердечным намерением исправиться. А без этого, без богобоязненности, без преуспеяния в добродетелях, не может быть и речи о духовной к Ней близости; тщетны будут наши мольбы, напрасны надежды и самое празднество сегодняшнее наше, самое посвящение этого святого храма в честь Богородицы будет только укором для нас, будет свидетельствовать только о том, как далеки наши дела, наша жизнь, наше нравственное состояние от звания христианского. Не услышим ли мы тогда грозных слов Господа, обращенных некогда к народу еврейскому через пророка: «Праздников ваших и жертв ваших ненавидит душа моя»? (Ис. 1:14). И не сбудется ли тогда над нами слово нашего Спасителя: «Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное»? (Мф. 7:21).

 

Памятованием указанных уроков и почтим нынешнее празднество в честь Богоматери.

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх