По притче о званых и избранных. 26.12.2010 г.

По притче о званых и избранных. 26.12.2010 г.

Господь сказал притчу: «Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти».

О чём речь в этой притче? О том, что Господь основал на Своей Крови Церковь и всех зовёт на Свой пир. Цель у этого пира – не просто радость, хотя, конечно, христианство настоящее всех людей зовёт к совершенной радости. Потому что на земле всё несовершенно, и даже наше восприятие. Поэтому, если на нас поглядеть, какие-то мы все мрачные, унылые, сердитые, злые, озабоченные. А вот так, чтобы лицо было светло и радостно – такого почти и не встретишь.

В чём тут дело? Грех тяготеет над человеком. Единственное, что доставляет радость человеку на очень короткое время – чем-то согрешить, потешить свою греховную сущность, и на какое-то время отпускает. Самый яркий пример: очень часто нас душит злоба или переполняет какая-то обида. Взял это всё, на кого-то вывалил (или на обидчика) – сказал всё то, что о нём думал – и сразу на полчаса облегчение. Всё сказал, потешил дьявола. Дьявол не может наградить человека чем-то добрым, он может на некоторое время отступить, перестать мучить – и человеку облегчение. Но не навсегда. Потому что радость для дьявола – это как раз мучить человека. И через некоторое время он опять приступает, и опять злоба, и опять надо на кого-то вылить... А если есть повод, то можно и отомстить. Месть разной бывает, можно так отомстить, что сесть в тюрьму. А в тюрьме – там вообще сидишь и злишься с утра до вечера. И жизнь проходит, и человек ещё больше укореняется во зле. А Господь зовёт на свой пир. Господь хочет всех очистить, но, к сожалению, мы – то ли слышим и не разумеем, то ли в одно ухо входит, в другое выходит. Как Господь в другой притче сказал, что Его слова – они как семя. «Вышел сеятель сеять», бросает семя, иное упало при дороге, а земля утоптанная – семя не прорастает. Иное – в сорняки, сорняки большие, маленький росточек, может, и вылупился, а через день, другой засохло, потому что солнце и большие сорняки не дают. А иное – и вовсе упало на открытом месте, птицы прилетели, поклевали – и этих семян не стало… Но самое главное вот в чём – что у нас нет никакого выхода. Либо сегодня, живя в этом мраке, злобе, в раздражении, в недовольстве, мы доведём такую свою жизнь до конца, причём с гарантированным результатом – можно каждому из нас обещать, что дальше состояние наше ещё ухудшится по двум причинам: первая – дьявол не оставит нас в покое никогда. Вторая – что он не оставляет в покое и всех, кто нас окружает. Вследствие этого, в целом ситуация будет постоянно ухудшаться (это совершенно неизбежно). И поэтому очень часто можно наблюдать, особенно когда человек становится стар, что он за жизнь не только ничему не научился, но и то, что было в нём хорошего, всё умерло, осталась только раздражительность, осуждение, злоба и, конечно, глупость. Потому что старость, к сожалению, ума не прибавляет. И человек, даже бывая окружен родственниками, остаётся совершенно один, потому что он никому не нужен и очень вредный человек, и с ним никто не хочет общаться, даже собственные дети.

Тут недавно ко мне пришла одна женщина, уже не юная, и говорит: «А может, мне к нему не ездить?» Это про родного папочку, который её попросту истязает. Ехать к нему, старому, больному, для того, чтобы ему помочь, о нём позаботиться, это ехать, как на каторгу. Если родной дочери, которая с ним не живёт, а к нему ездит, общение с ним – каторга, то представьте себе, что у него в душе! Он в этой страшной каторге находится постоянно. Это ад. Но любой земной ад – это, знаете, летняя прогулка где-то там в Петергофе, да ещё конная. Это лёгкое, спокойное времяпрепровождение. Настоящий ад – человек на земле этого не только не может испытать, а и не может даже помыслить. Потому что здесь всё-таки какие-то есть надежды и какой-то есть отдых. Даже человек, находящийся в каком-то ужасном состоянии, он хотя бы может заснуть и во сне получить облегчение ненадолго. А там – нет. Никогда. И ни на секунду. И нет никакой перспективы, потому что это вечность.

И вот Господь от всего этого хочет нас освободить. А мы не слышим. Очень важно нам всё-таки услышать и усвоить раз и навсегда то, что Господь нам говорит, чтобы вывести нас из этого состояния адского. Потому что мы не сможем никогда переделать ни этот мир, ни людей. И никто не сможет. Максимум, что мы можем, это улучшить то, что у нас внутри, изменить наше отношение к этому, весь вектор нашей жизни изменить. И вот это изменение называется покаянием. Потому что, когда Христос пришёл на землю, и вочеловечился, и вырос, Его ситуация была, как единственного христианина на земле, гораздо страшнее нашей. Мы хотя бы можем найти какого-то единомышленника, и он нас может и услышать, и понять. А его даже собственные ученики и родная Мать не понимали. Постепенно, слагая в своём сердце одно Его слово, второе, третье, Она тоже уже к концу Его поприща стала христианкой, что и дало Ей возможность весь этот ужас с Его арестом, пытками, смертью пережить. То, что Она испытала, эти страдания немыслимые, конечно, для матери невозможно даже представить. По крайней мере, никто из нас этого не проходил. Для нас (как это невыразимо печально!) я не знаю, почему, но Евангелие остается какими-то "Хрониками Нарнии", чем-то далёким, к нам не относящимся. По-прежнему у нас какое-то магическое сознание. По-прежнему мы лукавим, хотим кем-то показаться, чем не являемся. Чего-то оправдываемся, когда нас вообще никто ни в чём не обвиняет пока. И дело стоит на месте. Надо как-то нам над этим задуматься. Не только услышать. Потому что нужно быть не только слушателями Писания, но и исполнителями его. Христианство как раз заключается в этой попытке исполнения. Если мы этого не сможем в нашей жизни, то, значит, мы не вкусили покаяния. А если не вкусим, тогда, значит, не приблизится к нам Царствие Божие.

Получается так, что всю жизнь мучились, всю жизнь мучили других, Господь дал нам веру, а мы ей не воспользовались. Потому что, когда у человека нет веры, у него вообще нет никакой надежды. Так, некоторые строят какие-то планы: вот заработаю денег, тогда будет то-то. Может быть, и заработаешь. Может быть, у тебя и будет. Но то, что у тебя внутри, к сожалению, останется с тобой. Ты такой же будешь злой, такой же противный, такой же нахальный, такой же невоспитанный, такой же подлый, такой же гнусный. И в этой гнусности будешь жить.

Какая разница, бедный ты или богатый? Важно, что ты мерзкий. Вот это важно. Неужели такая жизнь нравится? Может быть, человек никогда другого ничего не видел? Да, в окружающей нас жизни просто людей нормальных уже очень мало.

Недавно мне звонит один знакомый и говорит: «Не можешь чем-то помочь?» Я говорю: «Что случилось?» – «У меня сгорел дом, моё единственное жилье». Потому что бывает так: квартира в Москве, загородный дом в 100 километрах от Москвы, как у меня, например. У меня и квартира есть в Москве, и дом есть загородный. А у него один загородный – и он сгорел. Приезжают пожарные и вымогают деньги у погорельца с тремя детьми. И ещё угрожают, что если ты не дашь денег, ты, погорелец, у которого всё сгорело, то мы напишем, что ты виноват и что из-за тебя обгорел ещё казённый дом, и ты за него будешь платить. Нормально? И это не где-то на Луне. Ничего нового! Это обычная, нормальная ситуация. Вот это норма! Норма во всем. То есть, народ уже сгнил. Надеяться не на кого и не на что. Сегодня одна женщина пришла, говорит: «Хотелось бы справедливости». Я говорю: «Ты чего, какая справедливость?» Если вот – ситуация. А потом будут разговоры о детях, ещё о чём-то. Как премьер-министр говорит, «сопли размазывать». Или ещё как-то он это сказал… В общем, у него про сопли – мне очень понравилось, очень ярко. Или жевать их? Да, жевать. Пожалуй, да, жевать – это ещё лучше. Ещё вкуснее. И мы не можем это исправить. Потому что прийти к этому майору, сказать: «Есть ли у тебя совесть, как тебе не стыдно?» – бессмысленно, раз уже человек это сделал, значит, уже ничего этого нет.

Поэтому всё упование надо возложить на Бога. Только Он может спасти нашу душу от того, чтобы вот эта зараза, в которой мы живём, вынуждены жить, (у нас другого ничего нет!), к нам не прилипла. Потому что только Он нас может от этого очистить, так как всё это очень заразно. Безжалостность очень заразна, когда все так делают. Дурной пример очень заразителен. И у нас нет выхода: либо мы будем жить с волками и выть по-волчьи, либо мы будем, как агнцы посреди волков. Нет другого пути. И Христос это показывает. И каждый из нас должен сделать этот выбор: ты хочешь быть волком или ты хочешь быть агнцем. Вот и всё христианство. А уже всё остальное: церковный устав, посты, какие-то там, может быть, паломнические туры за 800 долларов, – это к христианству не имеет никакого отношения. Вот иногда спрашивают, а где граница? А граница пролегает между волком и агнцем. Ты кто, овца или волк? Есть ещё одно – пёс. Когда ты и не волк, и не овца, а просто пёс шелудивый. И вот покаяние – это как раз изменение в том направлении, к которому зовёт Христос. И зовёт Он действительно на пир, пир благодати Божьей, который изменить может нашу природу, вернуть её в исходное положение райской жизни, которое Адам имел до грехопадения.

Человек не может очиститься от греха, это только Бог может сделать, Он нас может очистить. Но мы должны этого очень захотеть. Это даётся страданием, конечно. Потому что, не испытав страдание, ты не можешь иметь сострадание. Такой закон духовной жизни. Как всякому живому существу, нам страдать неохота. Но нет какого-то промежуточного пути. Поэтому всякая притча, в той или иной форме, собственно, об этом. И вот выбор… Раз мы пришли в храм в воскресение вместо того, чтобы нежиться под двумя ватными одеялами, раз мы пришли, вроде мы сделали выбор, но всё-таки прийти в храм с утра, по льду – это не Бог весть какой подвиг. А вот каждый день для себя в каждой жизненной ситуации, при каждой встрече, не забывая о том, куда ты движешься, и к чему призывает Господь, поступать согласно тому, что ты успел усвоить из слов Христа Спасителя, – такого ежедневного подвига Господь от нас ждёт.

Спаси всех Господи!


Наверх