«Плач Иеремии»: обращение к богомольцам г. Ярославля 1918 г.
«Кая житейская сладость печали бывает непричастна?» Этого грустного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пятилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима.
Как одиноко сидит город, некогда многолюдный: он стал как вдова! Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают; девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона все ее великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пишу, чтоб подкрепить душу. Умерщвленные мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истаевают; кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подает им, воду пьем за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разорены чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нем проходящие и качают головою своею (см.: Плач.Гл. 1, 2).
Естественно спросить, за что постигла град наш такая беда и кто виновник этого? Когда пророк Иеремия оплакивал Иерусалим, то для него несомненно было, что тяжко согрешил город (см.: Плач.1:8). Оттого Господь и не пощадил его и разрушил. Но не будем спешить со словом осуждения жителей града сего. Господь осудил друзей Иова, которые причину бедствий сего праведного мужа видели в его мнимой греховности. Пусть для нас памятны будут слова Господа о галилеянах, убитых Пилатом и о 18 побитых башней Силоамской, что они не были грешнее других своих современников и что если мы сами не покаемся, то все так же погибнем (см.: Лк.13:1–5). Не будем искать и виновных – это делу не поможет, да и каждый из нас один более, другой менее, и все мы виновны. Пусть лучше каждый, сознав свою причастность в этом и виновность, постарается ее исправить и загладить. Укрепим мышцы, стопы и колена ослабленные. Осенив себя крестным знаменем, возьмитесь за великое деле воссоздания града вашего, не отчаивайтесь от разорения его. Ведь не сразу он стал великим и красивым, таким его соделали долгие труды ваших предков и Божие благословение, почивавшее на делах рук их. Будьте же мужественны, возьмитесь за дело строительства и «все у вас любовью да бывает« (см.: 1Кор.16:14).
Если вражда людская разрушила город, то любовь братская может создать его еще лучше. Се мое пламенное вам пожелание и молитва ко Господу: «Господи! Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно» (Плач.5:22). Может быть, еще есть надежда? (Плач.3:29). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа, ибо не на век оставляет Он. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (Плач.3:26, 31–32) и по молитвам святых князей Ярославских.
БС№ 11 С. 450–453.