Письмо священнику с. Виджи о. Ал. Федорову
В ответ на возражение наставника федосеевцев с. Белебелки Федора Захарова по поводу беседы о старообрядчестве в церкви с. Белебелки 25 августа 1908 года
Наставник старообрядцев из с. Белебелки написал мне письмо по поводу моей беседы 25 августа в церкви с. Белебелки о старообрядцах, поэтому прошу Вас при случае объяснить этому Феодору Захарову и всем прочим интересующимся данным вопросом нижеследующее.
1) Я говорил, что старообрядцы в одного и Того же Господа Иисуса Христа веруют, в Которого и мы православные христиане веруем. А Ф. Захаров возражает: нет, православные веруют в другого – в Иисуса, а не в Исуса, родившегося не в 5500 год по сотворении мира, а 8 лет спустя, и не в плоть пришедша, по Апостолу, а во плоти пришедша. Но пусть он прочитает в книге Никона Черногорца листы 21, 24 и 26, – там Господь наш называется Иисусом; или еще в книге Святого Симеона Солунского на 84 листе: «Оттуду и во осьмом дни имя приемлет убо младенец, якоже и Спас спасительное Иисус назван». Затем в Острожской Библии, печатанной в 1581 году, в конце её пишется: «сущия же богоприятныя и душеправительныя книги ветхаго и новаго завета напечаташася мною грешным Иоанном Федоровым сыном с Москвы, в богохранимом граде Острозе в лето от создания мира 7089-е, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1581 месяца августа в 12 день». При вычислении 1581 из 7089 получится 5508 год от создания мира. В книге Кирилловой на обороте 500 листа 9-е послание Константина князя Острожского закончено так: «и сподобит подвигом добрым подвизатися течение скончати и веру невредимо соблюсти и вечных благ наследниками быти. Аминь.
В лето от создания мира 7104-е, а от по плоти Рождества Христова 1595 месяца июля 24, написася». При вычислении 1595 из 7104 окажется, что Рождество Христово было даже в 5509 году от создания мира. В книге о Правой вере в сказании о Вселенских Соборах говорится, что первый Вселенский Собор «бысть в лето 318, но неких же в 325»; следовательно, было несколько летосчислений, а потому старообрядцы напрасно присваивают лишь своему летосчислению правильность и доходят до того, что Господа Спаса, в Которого мы веруем и Именем Которого спасаемся вместе со всеми Святыми Угодниками Господними, Сего Господа Спаса называют иным, не настоящим. Да избавит их Господь от сего богохульства по слепоте и непониманию. Кроме того, Ф. Захаров говорит, что мы православные Господа Иисуса Христа называем не Спасителем Господом, а равноухим. Это из Святителя Димитрия Ростовского «Розыск». Но зачем же он не читает дальнейших слов Святителя? Переведя так греческое чтение имени Господа, Святитель говорит: «но не буди нам тако нарицати Господа».
2) Я говорил, что диавол позавидовал былому на Руси нашему общему миру и согласию, да единодушной ревности о душевном спасении, и посеял раздор из-за старых обрядов, ради чего отпали от Церкви старообрядцы в раскол. А Ф. Захаров переворачивает это все на нашу Православную Церковь и говорит, что она отпала во власть антихриста, о чем-де и говорилось в книгах раньше много про 1666 год. Это он говорит, конечно, по книге о Правой вере. Почему же говорит не полностью из нее и своими словами? Там ведь не об обычаях, а о послушании восточным патриархам говорится. На листе 270 пишется: «кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его или того самого не укажет; а той антихрист человек будет, беззакония сын и родится, якоже глаголет Ипполит Римский, от девицы нечистыя жидовки сущия от колена Данова». В 1666 году это сказание писателя книги точно и исполнилось: явились слуги антихристовы – отступники от Греческой Церкви и хульники Церкви Божией. Ибо в книге Кирилловой на листе 22 и обороте пишется: «якоже Святии Апостолы тогда оных отступников и сводителей людей Божиих антихристами нарицали, такоже и ныне всех еретиков и сводителей антихристами оному последнему служащими разумей, иже от Единыя Святыя Кафолическия Соборныя Апостольския Церкви Греческия отступили». Книга о Вере предупреждает и умоляет православных христиан, как бы в этом 1666 году не случилось и у нас на Руси отступление от Греческой Церкви и от Патриархов, а потому на листе 232 такой наказ делает писатель: «и тако мы Церкви Константинопольской и Патриархом Восточным полезных ради правыя веры и для спасения душевнаго прибегаем... слушаем Александрийскаго, Антиохийскаго, Иерусалимскаго и Великой России, яко единоверных Константинопольскому архиереов почитаем и приимаем. К ним бо належат оны Христовы словеса, слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается Пославшего Мя. И истинно есть кто слушает Патриархов и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает; а кто отметается их, Самого Христа Бога отметается той».
Стало быть, старообрядцы не послушались в 1666 году Восточных Патриархов и посланных от них к нам на Русь, на Московский Собор, а потому не послушались Самого Христа: отметнулись – отступили от Восточных Патриархов и Русских Святителей, отказались, по словам Книги о Вере, от Самого Господа Иисуса Христа. Отказались они от четырех Евангелистов, ибо та же Книга о Вере повелевает почитать Патриархов Восточных, как Четырех Евангелистов (см. л. 185, оборот), и ручается за Восточные Апостольские Патриаршие престолы, что как Церковь, так и Восточные престолы Патриаршие не одолеют и врата адовы (л. 173, оборот). Раскольники же не послушались любимой ими самими Книги о Правой Вере, отступили от Восточных Патриархов и от всех Русских Святителей и от Греческой Церкви, а потому на основании Книги о Правой Вере и Кирилловой книги их безошибочно можно назвать антихристовыми предтечами, как отступников от Церкви Божией.
3) Я говорил, что Православная Церковь не похуляет и не запрещает древних обрядов. А Ф. Захаров приводит против этого из разных наших книг порицательные выражения и соборные клятвы на старые обряды. В разъяснение сего прилагаю изданную Святейшим Синодом книжку о сем: в ней голос архипастырей Церкви Православной.
4) Я говорил, что старообрядцы, оставшись без архиерейства, с самого начала разделились, а теперь со свободой еще больше разделяются на множество сект и толков и никак не могут согласиться, а на соборах своих еще больше разделяются. А. Ф. Захаров говорит, что они не имеют многих архиереев, но имеют Одного Великого Архиерея, который и восполняет им все. Но пусть он справится в дониконовских книгах: так ли они веровали. Он там найдет многое множество свидетельств, что без архиерейства и без Таинств спасаться нельзя, сие слово и завет Самого Единого Великого Архиерея Христа Спаса, Которому и веровали твердо дониконовские книги патриаршие. А их старообрядцы не послушали и теперь говорят одно с лютеранами и прочими еретиками-сектантами, обходящимися без архиерейства и без Таинств.
5) В новое подтверждение своего мнения Ф. Захаров приводит слова Христовы: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, и идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. А пусть он прочитает в книге о Правой Вере на 69 листе, там в толкование сих слов Христовых говорится, что апостолы, архиереи и иереи и верующие с ними – вот посреди кого Христос, вот с кем Он во веки веков.
6) Я говорил, что в революционную пору старообрядцы явное сочувствие проявили революционерам. Ф. Захаров просит доказательств того. Пусть он и смотрит их газету «Слово правды» или журнал Усова «Старообрядец», в последнем, например, номере за 1906 год (июль, № 7) Перетрухин пишет явно революционную статью по вопросу о смертной казни; там же какой-то «православный гражданин» дает революционный «урок нашим добрым пастырям». А недавнее самоубийство Рябушинского – редактора «Золотого руна»! И во главе всех таких изданий революционного содержания стоят такие видные представители старообрядчества, как Усов, Перетрухин, Рябушинский и подобные.
7) Ф. Захаров говорит, что они даже урядника и стражника считают властью Царской, следовательно и Божией. А пусть он скажет по правде: так ли смотрели даже на самого Царя Помазанника Божия старообрядцы, когда отделялись от Церкви? Не антихристом ли они его считают? Пусть он справится об этом в старообрядческих «Цветниках».
8) В конце письма Ф. Захаров говорит, что они «поминают своих прежних наставников от лет Князя Владимира, начиная первым Митрополитом Михаилом Киевским и Всероссийским, и по нем других, Макария Митрополита Московского и других, Святейших Патриархов Иова, Ермогена, Иосафа, Филарета и Иосифа Всероссийских, их вере подражают»... Только подражают ли им? Ибо как же подражают, если не имеют преемников сих Святителей даже доселе; да и сами те Святители никогда не учили, чтобы можно было спасаться без архиерейства и без Таинств.
Вот пока и довольно. Все это постарайтесь передать и разъяснить Ф. Захарову и всем интересующимся. Может быть, если Бог поможет, и отец Варсонофий к Вам приедет в октябре на беседу. Тогда еще лучше все разъясните интересующимся сим делом.
Посылаю Вам это письмо, потому что о. Виктор Осипович из Белебелки уже переведен и, может быть, выехал.
* * *
Ныне письмом снова именем Христа Спаса умоляю старообрядцев, чтобы оставили свое безблагодатное состояние, со всеми своими старыми обрядами воссоединились бы со Святой Церковью, чтобы наслаждаться той благостыней, которую мы имеем в Церкви, в Таинствах и в Святых мощах Угодников Христовых, чтобы не радовался враг нашего спасения нашему раздору, а, напротив, чтобы он погибал от злости, видя наш общерусский, якоже встарь, мир и единодушную ревность о славе Имени Христова, о спасении душевном. Ибо не в Иного и не инако веруем мы и они, а в Единаго и Тогожде Спаса и Вседетеля, яко Благодетеля, Господа нашего Иисуса (а по-их Исуса) Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.