Письмо Феодору игумену, недоумевавшему о том, зачем смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника – Авеля, а не Адама – перваго между людьми грешника
Неизреченная и глубочайшая причина того, о чем ты спрашиваешь, да будет сокрыта в Боге; а мы скажем лишь то, что дано разуметь уму человеческому. Праведный Авель умер прежде Адама согрешившаго и принявшаго приговор смертный, – для того, во-первых, чтобы виновный отец, познавши в своем невинном сыне весь ужас и неизбежность смерти, сильнее возчувствовал спасительную скорбь и обнаружил большее раскаяние, и таким образом сам отошел из сей жизни с меньшим долгом за преступление. Далее, – для того, чтобы могущество смерти, восхитив первым невинно-сраженнаго праведника, стало от того само слабее. Ибо, как в том случае, если бы она взяла себе первым виновнаго ей чрез то подставлено было-бы прочное основание; так теперь, поспешив восхитить праведника, она, по неведению, соделала для себя зыбкое и удоборазрушимое основание. – Но смотри еще, как чрез это предуготовляется и предуказывается наше общее воскресение. В самом деле, если Бог благ и правосуден, или лучше, если Он есть источник всякой благости и правды, то, конечно, Он не допустил бы преждевременно умереть Авелю, праведному, без награды: – что я говорю – без награды? Он не допустил бы, по правосудию своему, быть убитым тому, кто оказался боголюбезным, если бы не было другаго мира, другой жизни, где Он, по неизреченному богатству промысла, уготовил и хранит награды и воздаяния за дела наши. – Перестань же, после сего, еще недоумевать и изумляться, – для чего Авель, первый друг правды, первый принес жертву смерти. А если при сем вспомнишь об Енохе, который также был одним из первых праведников, то еще лучше уразумеешь, зачем владычество смерти обнаруживается прежде над невинными, а не над виновными: ибо и здесь Слово Божие опять открывает нам (как бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнения), что не по другому чему, как по особенному попущению и особенной любви Божией праведник, первый, уловляется сетями смерти и испытывает на себе действие ея тираннии.