Писания ап. Луки как продолжение богословия ап. Павла
Это наблюдение распространяется и на положительное содержание учения. В писаниях Луки достигается синтез различных течений мысли апостольского века. Лука был ученик ап. Павла. Но его писания обнаруживают и иудейские связи. Лк.1–2 принадлежат к самым иудейским частям Нового Завета. То же надо сказать и о характеристике Иерусалимской Церкви Деян.1–5. Речь Луки насыщена здесь ветхозаветными цитатами и реминисценциями. Надо думать, что Лука привлёк для составления этих глав иудеохристианские источники, подобно тому, как в Деян.6–8, а, может быть, и в некоторых других местах, им были использованы эллинистические источники. Но замечательно, что он использовал эти источники не как чужеродные тела, а сумел их сделать органической частью своего большого труда. В основном мысль Луки течет по путям, проложенным ап. Павлом. Достаточно напомнить то место, которое в учении о спасении принадлежит Страстям Христовым. В Деян.мы отметили несомненные отзвуки Павлова представления о Церкви как о Теле Христовом. В полном согласии с Павлом отвечает Лука и на вопрос о судьбах иудейства. И, наконец, учение Луки о космической полноте спасения также уходит своими корнями в богословие ап. Павла. Обнаруживая согласие с ап. Павлом, Лука иногда сообщает его мыслям ту степень ясности, которой они ещё не имели в его Посланиях. Это касается и вопроса о судьбах иудейства, но в ещё большей степени учения о Святом Духе. Тайна Святой Троицы была, несомненно, открыта ап. Павлу. Это вытекает и из тринитарной формулы 2Кор.13:13, и из отдельных указаний его Посланий, на которых мы в своё время останавливались (ср. Рим.8; 2Кор.1:17–22) и др. Дар Святого Духа, подаваемый верующему, был для ап. Павла «залогом» (2Кор.1:22, 5:5; Еф.1:14), или начатком» (Рим.8:23) в обеспечение полноты усыновления в жизни будущего века. Но учение о Святом Духе, с которым мы встретились в писаниях Луки, идёт дальше тех исходных точек, которые даны в Посланиях ап. Павла. Это, в особенности, касается сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, во исполнение обетования Христова, и пребывания Его в Церкви.