Проповеди на праздники:


Писания ап. Луки как история третьего периода апостольского века

Хотя место и время составления писаний Луки нам в точности и неизвестны, из предложенного обзора вытекает с несомненностью, что они могут быть широко использованы для характеристики той исторической среды, в которой они возникли. Во–первых, историческое обоснование благовестия спасения в Лк. и посвящение книги сановнику недвусмысленно говорят о распространении христианства в культурных слоях эллинистического общества. За этим первым выводом следует второй. Мы заключили из отдельных указаний 1Пет., что Церковь вошла в полосу гонений и хотела отнестись к ним сознательно. В писаниях Луки мы связали с гонениями ту апологетическую заботу, которая в них повторно чувствуется. Очень возможно, что Лука находился под впечатлениями гонений и тогда, когда останавливался мыслью на страдании и прозревал в скорбях благовестнического служения ап. Павла последование за Христом. Если после смерти Нерона новая вспышка гонений произошла только при Домициане, то нельзя забывать, что память о первом гонении глубоко запечатлелась в сознании верующих. Даже в эпоху Домициана образ зверя вставал в их сознании с чертами Нерона, как об этом свидетельствует Апокалипсис. Поэтому нет ничего удивительного, если мысль о гонениях сквозит в писаниях Луки, составленных, во всяком случае, до гонения Домициана, начавшегося в 93 или 94 г.

Но в писаниях Луки можно уловить и другие намёки. Ап. Павлу в последние годы его жизни пришлось иметь дело с ересями. Мы подвели эти лжеучения, о которых идёт речь в Посланиях к Колоссянам и Пастырских, под общее понятие иудаистического гносиса. Из 2Пет. и Иуд. мы заключили о дальнейшей эволюции лжеучений. Можно думать, что, сообщая в Деян.20 (Деян.20:29–30) предсказание ап. Павла об опасности, грозящей Ефесу от еретиков, Лука уже был осведомлен об исполнении предсказания и притом не только в прошлом. По всей вероятности, ереси были для Луки фактом настоящего. Это – третий вывод.

И, наконец, последний: писания Луки имеют значение итогов. Лука смотрит в прошлое. Это сказывается в той оценке служения ап. Павла, которую мы вывели из Деян. Это вытекает и из размышлений Луки о судьбах Израиля. Мы помним и то, что в опыте иудейской катастрофы 70 г. он первый сумел отделить эсхатологическое свершение от исторических путей иудейства. Это значит, что Лука жил и писал в то время, когда какие–то исторические процессы уже пришли к своему концу, какой–то цикл исторического развития уже получил завершение.


Проповеди на праздники:

Наверх