Первый спас 1955г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня у нас праздник Происхождения Честного Животворящего Креста Господня, или, как принято называть у нас в народе, Первый Спас.
Олово про - ис - хождение есть неточный, неправильный перевод греческого слова означающего «вынос». Поэтому слово «происхождение» не следует понимать в буквальном смысле, которое в действительности означает крестный ход, в котором износился в этот день Честный Крест в Константинополе.
С глубокой древности в Константинополе установился обычай накануне 1 августа выносить из царского дворца в церковь Святой Софии Животворящий Крест Господень для поклонения верующих. Установлено это было в память избавления жителей от губительных болезней и моровой язвы, которые до этого времени свирепствовали там в эту часть года. Это торжественное священнодействие было окончательно утверждено Святой Церковью на все последующие века ввиду следующих событий.
В 1164 году, в царствование греческого царя Мануила, а в России великого князя Андрея Боголюбского случилось им в один и тот же день вступить в войну: одному из Царьграда против сарацин (мусульман), а другому из Ростова против болгар (язычников). И Господь в один и тот же день, именно 1 августа, даровал им обоим славную победу: царь греческий победил сарацин, князь российский победил болгар. Выходя на войну, царь греческий и князь Андрей брали с собой в полки свою икону Божией Матери и Честный крест Господень. Эти святыни и молитвы государей даровали им славную победу.
Когда об этом стало известно в Греции и в России, то царь и великий князь, по взаимному согласию и с одобрения высшей церковной власти, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, и установили праздник в первый день августа, с выносом Святого Креста из алтаря на середину церкви для поклонения народу; а Церковь так же установила в этот день совершать крестный ход и освящение воды.
Вот почему в этот праздник из святого алтаря выносится на середину церкви Крест Господень, и мы поклоняемся Ему. Надлежало бы, если бы позволяли нам условия, совершить и вторую часть торжества - крестный ход на реку- для освящения воды.
Исхождение из храма с Крестом торжественно для христианина и радостно. Ибо как при царе Мануиле и при князе Андрее всеблагой Господь через святой Крест явил силу Свою и даровал им победу над врагами, так и теперь через тот же Крест Господь являет нам силу Свою и победу над нашими врагами.
Но кто эти враги наши и где они? Эти враги - невидимые, злые и лютые демоны, которые опаснее для нас самих сарацин. Этих врагов у нас великое множество. По Господнему попущению они (злые духи) скитаются по земле, около нас, обходят весь мир и воздушное пространство, и всегда стараются погубить христианина.
Однажды преподобный Нифонт на одном поле насчитал вооруженных муринов (злых духов) 365 полков, по числу тяжких грехов, и видел вождей перед ними, их воодушевляющих. Диавол дал каждому полку обаяние и чары, пустил их на землю и на Церковь Христову. И вот священное шествие с крестом и иконами освящает воздух и землю и отгоняет от нас демонов. Увидев святой Крест, все демонские полки бегут от нас и наших жилищ, гонимые силой Господней. Сам князь бесовский жаловался святому Киприану, что он никак не мог устоять против знамения крестного святой Иустины, которое как огонь опаляет его и далеко прогоняет.
Диавол, по Божиему попущению, наносит вред и самой воде, которую мы пьем. Но когда погружается в воду святой Крест, бежит оттуда всякая сопротивная сила, вода освящается и делается полезной для нашего здоровья и для здоровья всякого существа.
Некогда святой Дорофей погрузил Крест в воду, зараженную ядом аспида, и вода сделалась безвредной. В житии святого Иоанна Богослова говорится, что один бедный христианин, не имея чем заплатить долги своим заимодавцам, от великого горя задумал лишить себя жизни. Три раза принимал он от одного нехристя-еврея смертоносную чашу с ядом. Но каждый раз, перекрестив чашу, выпивал яд и оставался здоровым.
В житии преподобного Маркелла рассказывается: некий боярин Ардавурий прогневался на слугу своего Иоанна и хотел убить его. Не имея места, где бы можно было скрыться, Иоанн убежал в обитель преподобного Маркелла. Ардавурий, узнав об этом, послал за Иоанном вооруженных воинов и приказал убивать мечом всех, кто будет противиться им. И вот когда воины с обнаженным оружием окружили обитель, преподобный Маркелл, не желая отдать в убийственные руки неповинного человека, обратился к духовному оружию, - к силе святого Креста. Оградив себя и монастырь крестом, он вышел против боярских воинов. И тотчас на всех воинов напал великий страх, ибо они увидели Крест, сияющий солнечными лучами, окруженный великим огненным пламенем, испускавшим молнию и издававшим гром. Бросив оружие, воины с ужасом убежали к своему повелителю. Услышав об этом, Ардавурий и сам ужаснулся и, укротив свой гнев, простил Иоанна. (Четьи-Минеи, 29 декабря)
Вот такую великую силу являет Господь через Святой Крест для Своих верных рабов!
Пусть же эти примеры чудодейственной силы Креста Христова коснутся душ наших, чтобы от всего сердца вознести к Господу молитву: «Огради нас, Господи, силою Честного и Животворящего Креста Твоего, и сохрани нас от всякого зла».
Аминь.