Первый ответ на вопрос о судьбах Израиля: призыв к смирению (Рим.9:6–21)
Первый ответ на вопрос о судьбах Израиля (Рим.9) есть призыв к смирению (Рим.9:6–21). Апостол отправляется от Библии. Он ссылается на пример детей Авраама и на другой пример, ещё более показательный: двух сыновей Исаака. Их судьба была решена Богом, независимо от их заслуг. И Павел устанавливает общий принцип: глина не может требовать отчета от горшечника, по какой причине он сделал из неё один сосуд для почётного употребления, другой – для низкого. Человек должен склониться перед неисповедимыми судьбами Божьими. Многие толкователи видели тут учение о предопределении. Действительно, в отличие от Рим.8, апостол говорит в Рим.9 не только о Божественном изволении спасения. Он прямо допускает возможность различного назначения сосудов, вылепленных из одной глины. Но здесь–то и надо помнить, что ап. Павел даёт на вопрос о судьбах иудейства не один ответ, а три, и что изолировать эти ответы невозможно. Во все времена церковной истории выведение из бесспорных положений логически безупречных следствий было тем путем, который приводил к зарождению ересей. Божественная истина доступна человеку только отчасти и с разных сторон. Сам ап. Павел этих последних следствий не выводил.