Первый день. Поучение 1-ое. Св. священномуч. Макарий, митрополит Киевский

Первый день. Поучение 1-ое. Св. священномуч. Макарий, митрополит Киевский

(О том, что высокие качества и обязанности пастыря Церкви требуют и от пасомых особенного внимания к себе).

I. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11). Вот самое высшее, отличительнейшее свойство пастыря, определяемое Пастыреначальником нашим Господом И. Христом! Священномученик Макарий, ныне нами благочестно празнуемый, во всей точности осуществил на себе это качество. Он до посвящения своего в митрополиты был настоятелем в виденском Троицком монастыре. Сделавшись митрополитом, он не долго святительствовал. В 1497 г. новый святитель отправился в Киев, чтобы посетить свою сиротствующую паству и принести ей духовное утешение. Поспешая из отдаленной Вильны к своей киевской пастве, не взирая на все трудности и опасности пути, несмотря на предостережения, что на пути везде рыщут дикие татары, разрушавшие Киев, он был мученически умерщвлен крымскими татарами на берегах Припети. Св. мощи его прославились нетлением и покоются в киево-софийском соборе. Так он буквально осуществил на себе слова Господа: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11).

II. а) Немногим, конечно, избранникам Божиим дается в удел священномученический венец, в точном смысле сего слова; но можно, по справедливости, сказать, что истинное пастырство всегда было и есть, в своем смысле, тоже священномученичество, как и выразился о сем один из знаменитейших иерархов русской церкви (Филарет, митр. киевский).

И в самом деле, что такое значит постоянное, хоть и посильное, наставление и вразумление на все доброе и святое пастырем своих словесных овец, сопровождаемое почти всегда борьбой с предрассудками, суевериями, пытливым сомнением, растленными понятиями века сего и мира, во зле лежащаго, а отсюда упорными противоречиями, недоверием, могущими, кажется, поколебать самое усердное желание, самое чистейшее намерение учителя церкви, как не мученичество своего рода?

Что такое деятельность пастыря церкви, обязанного и словом и своею жизнию, забыв свой покой и слабость сил, назидать души христиан и вести их в царство небесное под опасением величайшей ответственности за погибшие души, как не постоянный подвиг самоотречения и самоотвержения?

Что такое всегдашняя, и, конечно, искренняя молитва пастыря о своих пасомых, при их равнодушии, холодности к нему, а иногда даже прямой неблагодарности, как не своего рода то же положение им души своей за овцы своя?

А решать не всегда удоборешимые дела совести людей и успокаивать ее тогда, как сам, быть может, при первой встрече с новым безобразием греха, невольно возмущаешься духом, и в то же время молитвенно и, конечно, с участием призывать на грешника всепрощающее милосердие Божие, так сильно им иногда прогневанное, разве это не положение пастырем души своей о чадах своих духовных?

Так-то, братие, трудность, многоответственность и в то же время священная высота и спасительная важность служения пастыря церкви, как посредника между Богом и людьми, требует всегда положения им души своей за овцы пасомые и, конечно, самое посильное исполнение им сего св. долга, при уповании на милость Божию, не лишит его небесного и праведного мздовоздаяния.

б) Многотрудные и крайне ответственные обязанности пастыря требуют и от пасомых особенного внимания к самим себе, чтобы сохранить правильныя, Богом установленные отношения к своим пастырям.

Пастырь может быть и хорош, бдительный, вполне преданный своему высокому служению, но в стаде его все-таки могут быть овцы, которые, по слову евангелия, как бы «не суть оть двора сего» (Ин.10:16)". Испытай же после этого по совести, возлюбленный, каждый сам себя: овча ли ты, в самом деле, избранного стада Христова, или овча заблудшее? Узнай это, и бежи от пустыни, – спеши в ограду Христову, спеши под руководство Богом поставленного твоего земного пастыря. А узнать это легко. Сам Иисус Христос в той же приточной беседе Своей, слова которой мы положили в основу настоящего нашего собеседования, указывает кратко и ясно на признаки, отличающие истинных овец стада Христова от овец заблудших: «и овцы глас его слышат, овцы ведят глас его; овцы гласа Моего слушают, по чуждем же не идут.... и знают Мя моя» ((Ин.10.3,4,27,5,14).

Так, возлюбленный! Если глас твоего духовного пастыря, научающего тебя и направляющего на стезю заповедей Господних, всегда доходит не только до слуха твоего, а и сердца твоего, – если в гласе этом ты слышишь не один пустой звук, «а ведаешь» глас пастыря твоего, желающего тебе от всего сердца добра и душевного спасения, в каких бы выражениях, и в каком бы тоне он не передавался тебе: в тоне ли благодушного снисхождения, мирной любви и утешения, в строгих ли словах праведного обличения и запрещения, в изящном ли слове с церковной кафедры или простом безыскуственном наставлении, и бываешь верен сему гласу: – ты истинное овча стада Христова, ты овча – на пажити Его.

Если ты, возлюбленный христианин, несмотря на все соблазны мира, на все происки самозванных учителей, погрязших в расколе или сектанстве, и людей века сего, широкую и пагубную беспутность в жизни предпочитающих правому, хоть и тесному пути в царствие Христово, всегда со страхом отвращаешься и от них убегаешь; если слух твой и сердце всегда закрыты для лживых учений этих самозванных учителей, этих волков в одежде овчей, желающих и тебя увлечь в пустыню страстей и гибели: – ты верное овча Пастыря небеснаго, ты – от Его двора!

Так-то, братие, высокие и многотрудные обязанности пастыря церкви должны напоминать и вам о всегдашней бдительности и внимании к самим себе. «Блюдите, братие, како опасно ходите» (Еффс. 5, 15). А наипаче убегайте злых людей и учителей не призванных, «льстящих вам своими языки; гортань их для вас – гроб отверст» (Пс.5:10).

III. Господь Бог, молитвами священномученика Макария, да сохранит вас от таких учителей и руководителей! Да сохранит же навсегда и сопричтет к избранному стаду своих верных овец. Аминь.

                                                                                                                                                                                                                 7 мая 1896 г



Наверх