Первосвященническое служение Христа в сравнении со служением Ветхого Завета (Евр.4:14–10:18)
Собственно, Первосвященническому служению Иисуса посвящён отрывок Евр.4:14–10:18. Общая тема отрывка намечена в Евр.4:14–16. Искушённый по человечеству во всём, кроме греха, Иисус Сын Божий, Великий Первосвященник, прошёл небеса – Perfectum διεληλυθότα говорит о Его пребывании по ту сторону небес, – и доступ к престолу благодати открыт и для нас. К развитию этой темы составители Евр. приходят путем сопоставления Первосвященнического служения Христова со служением первосвященников Ветхого Завета. Первое сопоставление предлагается в Евр.5:1–10. Ст. 1–4 и 7 должны показать, что в служении Христовом присутствуют черты, которые мы вправе оценивать, как существенные признаки служения Первосвященнического. С каким бы моментом в истории Страстей мы ни связывали молитву Христову «с сильным воплем и слезами» (Евр.5:7), несомненно, что для составителей Евр. она была прообразована, в ветхозаветном богослужебном строе, молитвой первосвященника в день Очищения в недрах Святого Святых. Но, отвечая всем существенным признакам Первосвященнического служения – и общим, и частным, – Христос отличается от первосвященников Ветхого Завета как «священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.5:6, ср. Евр.5:10). В таковом Своём достоинстве Он и стал «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:9).