Первая неделя Великого поста. О твердой, непоколебимой вере
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, в сегодняшем евангельском чтении говорится о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Для назидания я воспроизведу прочитанное Евангелие. Апостол Иоанн Богослов повествует, что когда Господь восхотел идти в Галилею, то нашел Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. (А святые отцы, толкуя это место, говорят, что Нафанаил под смоковницею в это время молился о своем народе, о скором пришествии на землю Мессии и об избавлении народа Израильского.) Когда сердцеведец Господь сказал ему, что видел его под смоковницей, то Нафанаил с восторгом отвечал: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 43-51).
Дорогие братия и сестры, Святая Церковь предложила нам сегодня это евангельское повествование, для того чтобы нас этим чтением воодушевить и побудить к верности Христу Спасителю, потому что образ апостола Нафанаила, который сразу уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия и уже никогда не колебался в вере и уповании, никогда не изменял своих мыслей касательно божественности Иисуса Христа, есть образ истинного православного христианина и вообще истинной Православной Церкви. «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства», — сказал о Нафанаиле Господь, то есть вот человек, который право и твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует.
Не таковыми ли должны быть и мы, дорогие братия и сестры, мы, которые последовали за Христом Спасителем? Не таковую ли должны и мы иметь веру, какая была у Нафанаила, впоследствии нареченного апостолом Варфоломеем, запечатлевшего свою веру мученическою кончиною в Индии? «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства», — вот какой похвалы удостоился Нафанаил от испытующего сердца и утробы Спасителя Иисуса Христа. И в добавление к этой похвале Господь еще присовокупил: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Дорогие братия и сестры, точно так же Господь удостоит похвалы и щедрот всякого истинного христианина, лишь бы он имел твердую веру и упование на Него.
В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали Послание апостола Павла к Евреям, в котором Церковь также предложила для нашего назидания повествование о ветхозаветных праведниках, которые отличались твердой и крепкой, непоколебимой верой Божией. Апостол Павел начинает с пророка Моисея, который верою, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев... не погибла с неверными. Вот таковы достойные поступки и награды тем, кто имеет неколеблющуюся веру.
«И что еще скажу? — говорит апостол Павел. — Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же за мучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».
И заключается сегодняшнее апостольское чтение словами апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 11, 24-40; 12 ,1-2 )...
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)