Первая Неделя по Пятидесятнице, Всех святых

Первая Неделя по Пятидесятнице, Всех святых

С

Святые – те же люди по природе, что и мы, но, сверх природного тождества с нами, они имели нечто большее. Это большее есть всегдашнее ношение освящающей силы Божией или святыни Духа Божия. Вы знаете, что всегда жив Бог и продолжается действие силы Божией в Церкви. На этом зиждется бытие в мире самой Церкви.

Как приходит к человеку верующему сила Божия, как освящает его? Для объяснения этого на языке нашем нет достаточно изобразительных слов, как и Господь Спаситель сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа».

Для принятия и ощущения силы Божией у нас есть свой орган – внутреннее чувство. Когда оно открывается, действие Божие ощущается человеком. Положим, приходим мы в храм. Сердца наши холодны к Богу, страстны, грешны. Стали мы сокрушенно и смиренно молиться с сознанием своего ничтожества пред Богом и просить Бога о милости к нам, и вдруг отверзается чувство сердца нашего. И для него становится явным приближение Духа Святого. Дух Святой окружает нас Своей светлой стихией. Мы начинаем чувствовать его светлую, тонкую, умиляющую и милующую нас Силу. Иногда исторгаются и слезы из очей; а иногда слез нет, но нам радостно в сердце. Мы чувствуем себя обретшими в этой стихии нечто самое родное, восхитительное.

Страсти в нас остывают, печать силы Духа Святого ложится на самые сокровенные сердечные глубины наши, и все доброе и светлое обретает в нас решительную силу. Низменное и грешное уходит куда-то в подсознательную область. Вот это-то состояние души в силе Духа Святого и есть освящение.

Когда же Дух Божий благоволит пребывать в человеке не минутно, а длительно, постоянно, тогда настроение человека делается преображенным, святым. Он имеет в себе святость. Он – свят.

Приходящая к нам и отступающая при нашем недостоинстве сила Божия у преподобного Ефрема Сирина прямо называется воспитательницей и няней человека. Она учит каждого желающего всякому добру, поднимает со дна души его святые порывы к Богу и утверждает в них.

Поэтому, подойдете ли вы к раке Преподобного Сергия Радонежского, посмотрите ли на икону любого из святых, чело каждого увенчано огненным нимбом – тайна всех этих угодников Божиих в том, что они всегда чувствовали в себе действие Духа Освятителя, Духа Святого, дорожили этим сокровищем и берегли Его больше всего на земле.

Поэтому и мы, зная по опыту сердца, когда приходит к нам Господь влиянием силы Своей, когда нас возвышает и просветляет и что с нами бывает в такие мгновения, так же, как святые, станем ими дорожить и беречь их как зеницу своего ока или зрачок своего глаза. А для того, чтобы возгревать в себе дар благодати, проявим усердие к молитве, к посещению богослужения, к творению добра, к воздержанию от страстей. При наплыве страстей и ослаблении под их влиянием воли перед иконой Господа дома ли, в церкви ли и просто искренно будем восклицать Спасителю: «Господи Иисусе Христе! Воля добрая во мне ослабела, подкрепи меня на добро. Не допусти, чтобы зло возобладало мной!» И Господь Спаситель, очи коего смотрят, по Писанию, на всяком месте, тут же приблизится к нам Духом Святым, тотчас коснется наших сердец, и в простоте действия молитвы мы снова окрылимся мощью духовной и не поползнемся ко злу.

Таким путем шли все святые. Они всю жизнь боролись со страстями, много плакали пред Господом, иногда изнемогали, но молитвенно не отступали от Господа. И Господь спасал их в частые моменты духовной слабости, и покрыл, наконец, спасающей силой, как щитом, и привел святыми в небесное гражданство.

Итак, обращение к Богу, возможно частое, дума о Нем, искренняя, молитвенная в уме и сердце, – есть семя благодати и святыни. Будем всегда носить ее в душе, да Бог святый и освящающий всякого человека, грядущего в мир, пребудет и с каждым из нас молитвами святых ныне и во веки веков. Аминь.

Наверх