Проповеди на праздники:


Перенесение святых мощей Лазаря Четверодневного, 1955 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Сегодня память перенесения мощей Лазаря Четверодневного, т. е. того Лазаря, которого Господь воскресил после четырехдневного пребывания его в могиле. 

А что значит пребывание в течение 4 дней мертвеца в могиле на Востоке? При наличии жаркого восточного климата это значит начало полного разложения, начало полного гниения. Поэтому на Востоке всегда хоронят умершего в тот же день. Воскрешение четырехдневного Лазаря Господом есть событие, которого не было и не могло быть до пришествия на землю Сына Божия, Спасителя мира, — и не будет до окончания века, до всеобщего воскресения. Но вот может быть некоторым покажется непонятным, почему о таком величайшем чуде говорится только у одного апостола Иоанна, а у первых 3-х евангелистов не говорится. Ученый-богослов, посвятивший всю свою жизнь историческому исследованию, изучению евангельской истории, Фаррар объясняет: «Во-первых, первые три евангелиста описывают служение Иисуса Христа главным образом в Галилее. Так, они упускают исцеление расслабленного при Овчей купели и исцеление слепорожденного, которые были совершены в Иудее. Во-вторых, евангелисты имеют цель не описание всей земной жизни, всех дел Иисуса Христа, ибо, как говорит один из них, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25), а все они имеют одну цель — показать миру, что Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира, а для этого и сообщают достаточное количество нужных фактов из жизни Спасителя, подтверждающих Его божественность. А, в-третьих, и самое главное, все три первых евангелиста не только умалчивают о воскрешении Лазаря, но вообще имеют особую сдержанность по отношению к вифанскому семейству, которое так любил Господь. Так, например, у евангелистов Матфея и Марка Мария, сестра Лазаря, называется просто «женщиной» (см. Мф. 26, 6; Мк. 14, 3), а евангелист Лука ограничивается названием Вифании просто «одним селением» (см. Лк. 10, 38), хотя, конечно, ему вполне было известно его собственное название (см. Лк. 19, 29). Всё это произошло потому, что эти три евангелиста: Матфей, Марк и Лука писали свои Евангелия еще при жизни Лазаря и его сестер, которым в таком случае угрожала смерть от врагов Христа, как об этом свидетельствует апостол Иоанн: первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12, 10-11). Кроме того, это вифанское семейство сделалось предметом назойливого и кощунственного любопытства и подверглось бы расспросам о таких вещах, которые есть тайна всеведения Божия. Таким образом, были причины, — говорит Фаррар, — которые как бы «запечатали уста» первых трех евангелистов». Но все эти причины давно уже перестали существовать к тому времени, когда писал свое Евангелие апостол Иоанн. Все же, несмотря на крайнюю осторожность евангелистов, церковной истории известно, что Лазарь был вынужден покинуть Иудею и переселиться на о. Кипр, где и был он впоследствии поставлен во епископы. По церковному преданию, он удостоился получить от Самой Пресвятой Богородицы омофор, сделанный Ее пречистыми руками. Предание также сохранило для нас и то, что святой Лазарь провел некоторую часть своей жизни во Франции и явился там проповедником Христовой веры, состоя в это время епископом в Марселе. Там, в местных катакомбах, которые действительно являются по историческим данным древнее римских, и ныне показывают высеченный из камня его архиерейский трон. Святой Лазарь после своего воскрешения Господом прожил 30 лет, и скончался вторично на о. Кипре. 

При греческом императоре Льве Философе в 898 году его святые мощи были перенесены с о. Кипра в Константинополь.  

В этот день памяти перенесения святых мощей четверодневного Лазаря мы еще раз в году переживаем это величайшее чудо Господа, совершенное на глазах у всего народа. Но однако не следует забывать одного, что это чудо (как и всякое другое) вызвало двоякий результат: одни уверовали, а другие ожесточились. Ибо вера наша зависит не от знамений и чудес, а от внутренней свободной воли, от нашего желания жить доброй жизнью с Богом или нет. Поэтому и сказано в слове Божием про не желающих веровать, что если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). И вот, сознавая свою немощь, слабость воли своей греховной, мы должны молить Господа, чтобы Он избавил нас от ожесточения: «Мы хотим верить, Господи, помоги нашему неверию!»  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх